Десяточка одесских пианистов: Маэстро Шелковые Пальцы, визуализация Баха и Моцарт-джазмен

Добавлено 20 апреля 2015

Одесская филармония

Немало копий можно сломать, обсуждая, каких десять пианистов Одессы следует считать самыми лучшими, город-то консерваторский! А «Думская» не заморачивается, и предлагает своим уважаемым читателям вносить коррективы в комментариях. Имеющий уши да слышит — акробаты клавиатуры и повелители темперированного звукоряда в Одессе никогда не переводятся, исчислять их одним десятком тяжеловато… И на первом месте, как ни крутите, будет Сергей Терентьев, он же Маэстро Шелковые Пальцы, великолепный интерпретатор классики и джаза, старейшина цеха. Вот во всем, как говорил классик, еще может быть сомненье, но тут даже нечего обсуждать, первый и лучший!

Долгое время жил за границей, теперь, слава Богу, часто концертирует с киевским и одесским оркестрами, дает сольные концерты. Великолепный, элегантный, думающий, глубокий пианист.

Алексей Ботвинов в нашей табели о рангах окажется на втором месте.

Бах и Рахманинов — его «коньки». Отличается тем, что ищет для любимого рояля дополнительных эффектов, будь то турецкие барабаны для баховской программы (вспоминается тонкий консерваторский анекдот про ловеласа, который приглашает барышню в филармонию, обещая: «будет Бах, будет и трах») или видеоэффекты. Свежий пример: 22 апреля в Большом зале филармонии музыкант дает концерт «Визуальная реальность музыки». Слушатели могут почувствовать себя и зрителями, исполнитель обещает «визуальные образы к шедеврам классики на огромном экране с самым высоким качеством картинки».

Алексей Ботвинов с видеохудожником VJTarasVideomatics работали над этой программой полгода и считают ее прелюдией к первому фестивалю «OdessaClassics «, который будет проходить с 10 по 14 июня, это также детище Ботвинова. Одесские меломаны помнят, как не стали реальностью планы пианиста стать художественным руководителем Одесской оперы, но спродюсированный им спектакль «Турандот» держится в репертуаре и вызывает восторженные отзывы профессионалов. Театралы помнят антрепризный «Письмовник», в котором Ботвинов был у рояля, а текстовая часть была доверена актерам Ольге Петровской и Евгению Юхновцу. Ботвинов еще не раз удивит нас своим синтетическим талантом!

Прочно занимает третью ступеньку на нашем своеобразном пьедестале мятежный и неукротимый Юрий Дикий, глава Миссии Давида Ойстраха и Святослава Рихтера, в прошлом преподаватель, яростно, вплоть до голодовки, сражавшийся с министерскими новшествами, по его мнению, губительными для отечественной пианистической школы.

В любом случае, это замечательный интерпретатор композиторов-романтиков, умница, обладающий знаниями, которыми может похвастать не каждый музыковед (и все это идет в пианистическую копилку!). Недавно провел с единомышленниками флеш-моб, обозначив бумажками места мемориальной доски в честь Теофила Рихтера (отца знаменитого пианиста Святослава Рихтера, чье столетие широко отмечалось в Одессе), памятников Гилельсу, Ойстраху и Рихтеру, которых так не хватает в городской среде. К предложениям Дикого, как минимум, следует прислушиваться, а к его фортепианной игре — тем более!

На четвертое место помещаем Юрия Кузнецова, ранее отмеченного в нашей десяточке одесских композиторов. Лестные слова о его композиторской ипостаси нами уже сказаны, теперь отметим его совершенство в классических и джазовых программах, энергичные импровизации на любую тему, от самой радостной до самой скорбной.

Кузнецов — отец-основатель Одесского Джаз-феста, постоянный участник ряда спектаклей театра «Маски» (роль Моцарта особенно ему удается!).

Пятое место отдаем элегантной и рафинированной Татьяне Кравченко, пианистке, равно искусной в классике и новой академической музыке, а также нету ей равных в составе ансамбля «Квин Танго».

Совсем скоро мы будем иметь удовольствие послушать в ее исполнении новые произведения Алены Томленовой, Виталия Самолюка и Юрия Поволоцкого, будет это на международном фестивале «Два дня и две ночи новой музыки» (25—27 апреля, Одесская филармония). Ночные концерты — ощутимая нагрузка для хрупких пианисток, но Татьяна выдержит, и будет улыбаться слушателям и коллегам.

Дружно делят между собой шестое место в нашей десяточке супруги Ольга и Юрий Щербаковы, преподаватели, исполнители, концертирующий фортепианный дуэт. Этот творческий и семейный тандем образовался в 1985 году. За одним роялем им совсем не тесно (но лучше два рояля, конечно). Щербаковы дважды занимали первые места на конкурсах в Риме, второе место в Интернациональном музыкальном турне по Европе, отмечены другими почетными наградами. В 2001 году Международный астрономический союз зарегистрировал малую планету «OLEYURIA», названную в честь дуэта. Ольга и Юрий Щербаковы возглавляют Ассоциацию фортепианных дуэтов Украины, являются организаторами международного фестиваля камерной музыки «Одесские диалоги», на котором всегда можно послушать лучшие фортепианные дуэты мира.

Для этих двоих сила — в единстве! К сожалению, мы не можем побаловать вас видео с исполнением дуэта Щербаковых, но мы надеемся, что на очередном концерте кто-то из публики поможет музыкантам с записью и размещением фрагмента их выступления в открытом доступе.

Обладатель седьмого, счастливого номера Александр Перепелица также выступает в дуэте со своей красавицей-супругой Мариной Мохряковой, но все-таки это самостоятельная творческая единица, постоянный участник фестиваля «2Д2Н», концертирующий пианист, руководитель молодежного ансамбля новой академической музыки SenzaSforzando.

Санина мама, композитор Кармелла Цепколенко, с детства приучала его к новой музыке, и потому молодой талант развивался не только в отчасти косной академической среде. Универсальный, чуткий, невероятно обаятельный музыкант, которого любит публика, с каким бы репертуаром он ни выходил на сцену.

Молодежь наступает на пятки! Восьмой номер получает лауреат конкурса имени Гилельса, представитель еще одной одесской музыкальной династии Екатерина Ергиева. Милости просим послушать Катину игру 29 апреля в 14.00 в Большой зал Одесской национальной музыкальной академии имени А. В. Неждановой.

Катин отец, известный одесский аккордеонист, заслуженный артист Украины, кандидат искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой народных инструментов Иван Ергиев проведет концерт-презентацию монографии «Артистизм музыканта-инструменталиста», которая состоится 29 апреля, в Большом зале Одесской национальной музыкальной академии имени А. В. Неждановой. Иван посвятил свой научный труд своей жене, известной скрипачке Елене Ергиевой. Выступает трио «Каданс» в составе отца, матери и дочери, покорившее своим искусством публику Литвы, Швейцарии, Германии, Испании, Франции, Бельгии, других стран мира. Красивая семья, красивое и достойное существование в музыке!

Еще один лауреат конкурса имени Гилельса — трепетная и обворожительная Диана Гульцова впархивает в нашу десяточку под девятым номером. Не о ней ли сказал поэт: «Королева играла в башне замка Шопена»?..

Следите за афишами и слушайте Диану как в сопровождении Национального Одесского филармонического оркестра, так и в составе девичьего Трио имени Столярского.

И завершает нашу десяточку опять-таки открытие конкурса имени Гилельса Георгий Кожухарь. Георгий демократичен, он выступает не только в концертных залах, но и в музеях, в частности, в музее Николая Рериха, занимается песенным творчеством, аккомпанирует хору ветеранов.

«Я сейчас готовлю новую программу и, быть может, что-то воде творческого вечера своих песен, — рассказал „Думской“ Георгий. — Даты неизвестны совсем. Ко Дню освобождения Одессы участвовал в концерте с вокалистами. Была с Годулян песня „Ты одессит, Мишка“, с Каданцевой — „Давай закурим, товарищ, по одной“ и новая песня Валентины Ульяш „Песня о неизвестном матросе“. Этот опыт чрезвычайно важен для меня».

Что ж, теперь слово за вами, уважаемые читатели, ждем ваших замечаний и уточнений в комментариях. Ведь это Одесса, а в Одессе всегда спорили о пианистах!

Автор Ирэн Адлер, фото Владимира Андреева
dumskaya.net

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору