Предстоящие мероприятия









Москва
с 9 января 2017 по 15 января 2017

Читайте на эту же тему





Фестиваль камерной музыки «Возвращение» прошел в восемнадцатый раз в неизменном формате

Добавлено 16 января 2015

Фестиваль камерной музыки «Возвращение», Московская академическая филармония, Роман Минц (скрипка), Владислав Лаврик (труба, дирижер), Яков Кацнельсон (фортепиано), Борис Андрианов (виолончель), Александр Кобрин (фортепиано)

Новшеством, однако, стало спонсорское участие в фестивале благодарной аудитории

Хотя фестиваль «Возвращение» официально является абонементом номер 120 Московской филармонии, средства на его проведение организаторам приходится искать самостоятельно. С самого первого фестиваля, когда слово «возвращение» стало означать приезд музыканта, окопавшегося в Европе, на январскую побывку в родную Москву, участники выступают бесплатно, но деньги все равно нужны, а с былыми спонсорами пришлось проститься. Поэтому был организован краудфандинг, сигнал к которому подал композитор Леонид Десятников, по-свойски обратившийся с интернет-воззванием к тем из соотечественников, кто в тяжелые новогодние дни способен изменить таким национальным ценностям, как «бухло, жирные тортики и рок-н-ролл», сняться с места, посетить фестиваль и даже внести в его пользу посильную копейку. Подобный ролик записала печальная красавица Евгения Брик, однажды участвовавшая в «Возвращении» в качестве чтицы, и другие медийные фигуры.

В итоге нужная сумма была собрана, а фестивальная аудитория еще больше сплотилась: на концертах, которые в этом году вновь проходили в Рахманиновском зале филармонии (Малый ремонтируют, избавляя его от своеобразной музыки кресел), яблоку негде было упасть, а концертные программы демонстрировали доблестную верность принципам, продекламированным основателями «Возвращения» — скрипачом Романом Минцем и гобоистом Дмитрием Булгаковым — семнадцать лет назад и доселе не подвергнутым ревизии.

Как и все прошлые годы, каждая программа была посвящена отдельной теме. Первая называлась «Шостакович», хотя музыка названного композитора в ней не звучала, зато вполне уместными были и Бах (разве без его «Хорошо темперированного клавира» Шостакович написал бы свои Двадцать четыре прелюдии и фуги, после сочинения которых гений оставил в доме творчества «Иваново» двадцать четыре пустые чекушки?), и Уствольская с Вайнбергом (композиторы, выросшие в орбите Шостаковича), и даже Свиридов (композитор, вовремя из этой орбиты выбравшийся).

Второй концерт назывался «Автоцитаты» — таковые нашлись в творчестве Бетховена, Метнера, Айвза, Тавенера и нашей современницы Елены Лангер.

Третий носил заголовок «Эффект Вертера» по имени героя Гете, чью книгу в свое время пытались запретить из-за возросшего процента самоубийств. Одним из юношей, кого впечатлил роман Гете, был Иоганнес Брамс, и суицидальные настроения нашли отражение в его Третьем фортепианном квартете до минор. Состав его исполнителей был символичен: к ветеранам фестиваля Роману Минцу (скрипка), Тимуру Якубову (альт) и Екатерине Апекишевой (рояль) примкнула впервые принимающая участие в «Возвращении» Анастасия Кобекина — дочь известного композитора, успевшая, подобно ее старшим коллегам, поучиться искусству исполнения Брамса в ведущих вузах Германии. Молодая виолончелистка превосходно переняла дух ансамблевого партнерства-то главное, чем вдохновляет «Возвращение», — а ее соло в медленной части прозвучало серьезно и зрело. Остальные номера программы словно сгруппировались вокруг этого квартета Брамса. Благодаря идеальному дуэту Марии Федотовой (флейта) и Якова Кацнельсона (фортепиано) — трудно поверить, что партнеры впервые выступали вместе, — среди этих опусов выделились Интродукция и вариации для флейты и фортепиано Шуберта: они написаны на тему песни «Засохшие цветы», герой которой жалуется на то, как надоела ему жизнь. Из эпохи барокко приехали английские певцы — сопрано Анна Дэннис и новый участник, контратенор Уильям Тауэрс, впечатливший долгим дыханием — пока он тянул одну ноту, можно было прожить целую жизнь и, подобно композитору Джону Дауленду, возжелать вечного сна. Из эпохи авангарда прибыл опус Льва Орнштейна. У этого композитора были особые отношения с пространством и временем: он родился на Полтавщине, а умер в штате Висконсин, прожив 109 лет. Что касается его пьесы «Самоубийство в самолете» (1913), то не успела пианистка Ксения Башмет поиграть и пяти секунд, изображая работу двигателя, как ее ассистенту уже пришлось перевернуть страницу нот. В пьесе Анри Томази «Быть или не быть» для бас-тромбона и еще трех тромбонов (солировал Аркадий Старков) за секунду до конца звучит цитата из знаменитой пьесы Айвза «Вопрос, оставшийся без ответа», разъясняя нам, что таковым вопросом у Айвза был именно гамлетовский вопрос. Но самым остроумным ходом составителей программы стало включение в нее жестоких романсов, чьи персонажи решились наложить на себя руки: Ансамбль Дмитрия Покровского спел песни «Окрасился месяц багрянцем», «Сын прокурора» и другие шедевры городского жанра в специфически деревенской полифонической манере. К сожалению, участницы ансамбля иногда путались в тексте — такого на фестивале «Возвращение» не бывает никогда.

Завершился фестиваль, как обычно, «Концертом по заявкам», в котором были и «Гассенхауэр-трио» Бетховена — его изумительно тонко сыграли аргентинская пианистка Ингрид Флитер, кларнетист Антон Дресслер и виолончелист Борис Андрианов, и редкая жемчужина французской музыки Септет Сен-Санса с трубой (бесподобно звучал Владислав Лаврик), и угрюмый «Марш-бросок» Дэвида Лэнга (дирижировал Филипп Чижевский), и снова прекрасный Брамс — Вариации на тему Гайдна для фортепиано, на которых согласно играли Александр Кобрин и Фредерик д’Ориа Николя, и многое другое. Последним номером программы стало сочинение на актуальную тему — Amao omi («Война бессмысленна») Гии Канчели в переложении Кузьмы Бодрова. Типичное по стилю, с многозначительными паузами, сочинение Канчели сопровождала аннотация автора, в которой он советует глядеть «на происходящее в мире словно из космоса. Уверен: бессмысленность наших разногласий станет очевидна любому…» — и с этим точно не поспоришь.

Петр Поспелов

Эта публикация основана на статье «Народная филармония» из газеты «Ведомости» от 14.01.2015,№ 3 (3749).

www.vedomosti.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору