«Искусство в большом городе».

Добавлено 11 октября 2016 notale

Елена Тарасова (фортепиано), Международный музыкальный проект «OPUS UNIVERSUM»

Искусство в большом городе

Все более популярны среди поколения юных форматы 3D фильмов, рисование 3D ручками, компьютерные игры c невероятной графикой… Наблюдая за этим, понимаю, что общий знаменатель всех перечисленных увлекательных явлений, вероятно, один — желание сделать реальность более яркой, объемной, расцвеченной своими красками, сюжетами, фантазиями; желание познания новых миров, появившихся в человеческом воображении, желание чуда. Но ведь новые миры — таинственные, загадочные, увлекающие, оставляющие неизгладимый след в твоей душе — можно открыть в пространстве более близком нам, более «живом», а именно — в пространстве творчества и искусства. Это тоже своеобразное 3D пространство — объемное, яркое, ключ к которому нужно найти.


Как найти Путь к Своему Творческому «Я»

Мы ведем диалог с недавней гостьей Women’Time; можно сказать, что это продолжение незавершенной беседы. Мы вновь встретились с лауреатом международных конкурсов, пианисткой Еленой Тарасовой.

О первых встречах с искусством

О сегодняшних тенденциях мегаполиса

О том, как найти путь к своему творческому «Я».

Мария: Елена, Вы начали заниматься музыкой рано — в четыре года. Помните ли Вы свои первые встречи с музыкальным искусством и впечатления от этих встреч?

Елена: Полагаю, мои первые впечатления связаны более с искусством театральным. Моя мама — пианистка — в ту пору работала в молодежном театре. Не могу назвать себя ребенком, что рос за кулисами, но на репетициях я присутствовала часто. И на спектаклях театра, разумеется, тоже.

Родители очень любили драматический театр и искусство балета — эту любовь я восприняла от них. Вероятно, самое яркое впечатление дошкольного периода — балет С. Прокофьева «Золушка», на который они повели меня в Кремлевский Дворец Съездов. Что же касается сильных впечатлений именно музыкальных, вне синтеза искусств — это было позднее. Мне было около семи лет, я уже училась в школе при консерватории. Думаю, после этой встречи с искусством я начала понимать, что музыка — это не просто красивый звук, которым мы играем прочитанное в нотах; это что-то большее, имеющее сильное влияние.

Мария: Расскажете?

Елена: Эта встреча произошла почти случайно. Дома появился магнитофон со встроенным радио. Появились и кассеты с разными записями, но я слушала их уже не раз. И вот, кручу пластиковое колесико, ищу какую-нибудь радиостанцию. Помехи, появляющиеся звуки, помехи снова… Среди этих шумов все более различимой становилась мелодия — печальная, нежная, чуть танцевальная. Ей отвечал оркестр. Красиво! Пытаюсь точнее поймать радиоволну. Трансляция становится чище, звучание увереннее… Я не могу отойти от динамика — так и стою у магнитофона… Помню, я плакала — от этой совершенной красоты необъяснимого, кристально чистого мира, открывшегося столь неожиданно, почти случайно.

Это было глубокое эмоциональное потрясение. Пауза между последним аккордом и голосом диктора показалась вечностью — я хотела узнать, как называлась эта музыка, но… вероятно, о произведении уже было сказано раньше, до начала трансляции… Утирая слезы, я думала о том, что до нашей случайной встречи с этой музыкой я была другой, что я изменилась за эти минуты, и была уверена, что с этой музыкой мы обязательно встретимся снова, и я узнаю, как называется это сочинение и кто этот великий автор.

Мария: Вы узнали?

Елена: Да, некоторое время спустя. Этим сочинением оказался финал Второго концерта Шопена для фортепиано с оркестром. Теперь, когда я обращаюсь к нему как исполнитель, я вспоминаю наше первое знакомство — светлую комнату, солнечные лучи, заглядывающие в окно, звуки музыки из динамика, волнение и слезы необъяснимого, открытого только сейчас счастья…

О том, как найти путь к своему творческому «Я».

Мария: Как открыть для себя этот мир искусства? Как услышать, найти к нему ключ? И найдется ли он без специального образования и достаточной эрудиции?

Елена: Давайте представим, что Вы впервые приходите в картинную галерею или концертный зал. Переходите от картины к картине, вглядываетесь в попытке что-то разгадать или же слушаете музыку и виновато ловите себя на мысли, что становится скучно… Совсем скоро появляется непреодолимое желание отдохнуть и устойчивое ощущение, что это искусство — не ваше. Часто такие неудачные первые знакомства происходят в детстве и становятся определяющими в отношении человека к живописи или классической музыке. А между тем, при первых встречах с искусством не нужно стараться что-то анализировать и, тем более, обладать энциклопедическими знаниями.

Нужно просто почувствовать, что именно Вас манит, какое настроение сообщает Вам это творение.

Чувство — вот главный ключ, открывающий дверь в этот яркий и объемный мир; эрудиция, знания — как, впрочем, и дальнейшие глубинные научные исследования! — всегда произрастают из интереса, который сообщает нам чувство.


Мария: То есть, не стоит откладывать первую встречу с искусством на «потом, когда будет время и достаточно знаний»…

Елена: Именно так. Сегодняшняя культурная жизнь Москвы впечатляет; концертные залы, музеи, театры предлагают многообразие интересных событий. Однако, для первых встреч предложу обратиться не к экспериментальному театру или современному музыкальному искусству, а к классике, проверенной временем. Погрузитесь в атмосферу спектакля академического театра или романтического фортепианного монолога — взволнованного, нежного, чуткого музыкального высказывания… Монолога ли? Нет. Полагаю, диалога — с Вами.

Мария: Диалога? Что Вы имеете в виду?

Елена: Каждое сочинение композитора в определенной степени автобиографично, неповторимо, и каждое — немного твое. Создавая тот или иной опус, композитор создает целый мир — мир переживаний, чувств, идей, образов. Сочинение записывается на нотную бумагу, издается… и обретает свое место в сокровищнице мирового искусства. Но написанная музыка должна звучать — тогда она живет!

Процесс создания интерпретации сочинения — всегда диалог между композитором и исполнителем, происходящий вне времени; это соприкосновение с духовным миром необычайной силы, созданным человеком в моменты яркого озарения или глубоких душевных переживаний… Эти встречи не могут пройти бесследно, они воспитывают душу, поднимают ее к новым высотам чувства…

Каждый музыкант-исполнитель представляет свое понимание запечатленного в звуках мира и отдает этой музыке частичку своей души. Вы, господин слушатель, тоже участвуете в этом общении — ведь музыкальное сочинение, которое Вы слышите со сцены — это общение и с Вами. Музыка в концертном зале — звуковая иллюзия особой силы, обращенная к душе, воображению, интеллекту каждого присутствующего на концерте; но впечатление от этой встречи для каждого будет особым, личным — откликом, свойственным именно Вашей душе. Кстати, этот отклик может быть и творческим — под впечатлением от всего услышанного возникнут стихотворные строки, или же за время пути до дома эскизные наброски на полях рабочего блокнота превратятся в рисунок. И это прекрасно! В этом отклике начинается Ваше творчество, Ваше чувство, Вы сами.

Мария: … то есть, сильное впечатление от встречи с искусством открывает дверь в мир собственного творчества. Шаг к своему творческому «я», о существовании которого до этих впечатлений тебе, возможно, и не было известно.

Елена: Да. Если позволите, расскажу одну историю из своей гастрольной жизни. Это было в Йошкар-Оле. Чудесный светлый зал (это был концерт в музыкальном училище), очень внимательные слушатели… После концерта прогулялась по красивому осеннему городу… В отеле ко мне подошла дама-администратор и передала письмо. Автор того письма поставил лишь свои инициалы. Кто он — мне неведомо до сих пор, а между тем мне хотелось бы поблагодарить его за творческий порыв чуткой души. В том конверте оказались два листа — один тетрадный в клетку, на котором были написаны стихи, второй — листочек блокнота с еще одним небольшим стихотворением под впечатлением концерта и рисунком. Более всего тогда меня поразил рисунок — в единстве сюжета существовали и были взаимосвязаны образы, со многими из которых ассоциировалась для меня самой выбранная мною концертная программа. Разумеется, знать о моих мыслях тот автор не мог… Эта история случилась уже давно. Конверт с этими рисунками по-прежнему храню — это не только приятная память о событии, внимании и чуткой душе слушателя, но и самоценное творение, появившееся в минуту вдохновения.

Мария: Какая замечательная история! Мы можем сделать следующий вывод: общение с классическим искусством сегодня — то, что особенно важно для современного человека в мегаполисе со множеством получаемой информации, рабочими задачами и дистанцированным электронным общением. Это возможность наполнить свою жизнь гармонией, чувствовать и впечатляться прекрасным — и обсудить увиденное с друзьями, которые пришли вместе с тобой.

Елена: Да. Это и возможность что-то переосмыслить. Литература или драматический театр как модель мира… Человеческие характеры, отношения, устройство общества, столь детально выписанные, прорисованные Чеховым, Достоевским, Толстым и многими другими. Вместе с героями литературного романа или спектакля мы ищем ответы на вопросы, смотрим на ситуации со стороны. Это зеркало для каждого из нас, которое призывает задуматься над важными жизненными вопросами и позволяет стать лучше.

Мария: В завершении нашей беседы расскажите о Ваших концертных планах. Может быть, Вы пригласите наших читателей на какой-нибудь свой концерт?

Елена: С удовольствием приглашу! Мой концертный сезон в Москве начнется 1 сентября. Будет много разных программ. Но мне особенно хотелось бы напомнить о проекте «Opus Universum», который уже известен читателям Ваших предыдущих выпусков журнала. Международный музыкальный проект «Opus Universum» (лат. «опус универсум» — «всеобщий труд», «всеобщее творение», «целая профессия») объединяет исполнителей, своеобразным кредо каждого из которых могла бы стать фраза актера и театрального режиссера Юозаса Мильтиниса «Не ищите в искусстве новое, ищите вечное». Обращение к вечному — и потому всегда новому — предполагает глубокий духовный поиск и смелость творческих решений; «целая профессия» является образом жизни. Проект «Opus Universum» выбирает формат циклов концертов. Первым из них станет цикл «Музыка Времени», представляющий в программах тенденции масштабных эпох и различных направлений, менее продолжительных во временном периоде, однако не менее важных и значимых.

«Искусство в большом городе». Интервью Елены Тарасовой. Материал Марии Прокопченко, Women’s Time.
Текстовая версия интервью размещена на портале Women’s Time. Полная версия интервью опубликована в журнале № 3 (22) лето-осень 2016.
26.08.2016
womenstime.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору