«Князь Игорь» впервые на липецкой сцене

Добавлено 16 мая 2016

Липецкая филармония, Липецкий ОЦКНТ, Липецкий симфонический оркестр

Состоялась премьера патриотической оперы в концертном исполнении

На сцене Липецкого областного центра культуры остоялась премьера оперы Александра Бородина в концертном исполнении «Князь Игорь». Артисты Липецкой филармонии, струнный камерный оркестр «Русская классика», Липецкий симфонический оркестр и два камерных хора — Липецкий и Тамбовский имени Сергея Рахманинова исполнили сочинение, занимающее совершенно особое место в русской музыке.

Оно входит в пятерку самых известных произведений русской музыкальной оперной классики, которая звучит во всем мире. Дирижер спектакля — заслуженный артист России Владислав Булахов. На протяжение двух часов заполненный зрителями зал с восхищением внимал уникальное произведение, поражающее своей масштабностью: числом музыкантов, певцов и актеров.

Яркие личности, интересные характеры, половецкие сцены, музыка исконно народная, музыка восточная, сменяющие друг друга трагедия и комедия, страсть, любовь и юмор делают это произведение монументальным явлением русской музыки.

В «Князе Игоре» соединены две линии оперного творчества — историко-драматическая и былинно-эпическая. Злополучный поход Игоря Святославовича, князя Новгород-Северского, против половцев в 1185 году поэтически описан в «Слове о полку Игореве», безымянном памятнике русской литературы XII века. По задумке авторов, поставивших оперу на липецкой сцене, на первое место выходит эпическая тема — объединение русского народа.

— Для меня это не только сложная партия, требующая психо-эмоциональных вложений и отдачи, но и экзамен, урок для профессионального роста и перспективы, — признался лауреат всероссийского конкурса, исполнитель главной роли Игоря Святославича Сергей Блинков. — У нас был сжатый срок. Всего шесть репетиций и с оркестром и дирижером — три. Князь Игорь — это русский богатырь, могучий воин и защитник русской земли. Эта опера идет во многих театрах мира, и если мы сегодня выполним свою творческую задачу, то это великое произведение не может быть исполнено один раз. С каждым разом исполнение будет совершенствоваться. Его можно сыграть, спеть в других театрах, с другим составом. Произведение сопровождается очень красивой музыкой. Для меня «Князь Игорь» — это воплощение России, фундамент нашей истории. Я бы хотел донести до зрителей то, что мы не должны забывать истории, своих доблестных предков.

Ярославна в исполнении заслуженной артистки России Зинаиды Карандаковой это сложный, самодостаточный и необычайно светлый персонаж.

— Ярославна для меня женщина, несущая светлое начало, которая была символом веры в своего мужа, в свой народ, — сказала в интервью за несколько минут до начала оперы артистка. — Роль, конечно, сложная, возрастная. Я к ней долго шла. Для меня это вершина творчества. Да и вся опера — это произведение необычайной силы и красоты. В основе лежит старославянский эпос. Такая мелодичность несвойственна никакому другому композитору. В этом ее — уникальность и в этом — ее трудность. У Римского-Корсакова, Чайковского роли запоминаются быстрее, а здесь было сложно. Когда я приступила к изучению партии, намеренно не слушала выдающихся артисток, исполнивших арию Ярославны.

— С большим удовольствием согласился исполнить роль Кончака, — рассказал народный артист России Валерий Радченко. — Это очень хорошие арии, требующие к себе большого уважения. Конечно перед спектаклем лучше ко мне не подходить, потому что я взволнованный. Боюсь сцены, потому что это большая ответственность. А вот когда я выхожу на сцену, то успокаиваюсь. И вспоминаю слова, которые мне надо петь, говорить.

Князю Игорю противопоставлен беспутный смутьян князя Владимира Галицкого с его «разгулявшейся челядью» и грозящих Руси половцев во главе с ханом Кончаком. Содержание оперы многопланово. Разлука супругов, плач Ярославны, тяжелые раздумья князя Игоря в половецком плену сменяются лирикой любовных признаний, томной негой Кончаковны — дочери хана Кончака и наконец встречей разлученных князя и его жены и их ликованием. Все эти сцены держали зрителей в напряжении и по завершении двухчасовой постановки вызвали бурные аплодисменты.

— Сначала репетировали вокалисты, потом присоединился симфонический оркестр. Конечно, времени всегда мало, — сказала директор Липецкой филармонии Наталия Мекаева, отвечая на вопрос о том, почему опера «Князь Игорь» была поставлена на липецкой сцене за достаточно короткий срок. — В опере немного необычная трактовка: у нас два главных героя — князь Игорь и Ярославна. Жена князя — сильная русская женщина, которая ведет за собой народ, чтобы освободить князя Игоря. Она способна на все и даже на то, чтобы выручить своего мужа-защитника. Это чисто патриотическая опера. Я не сторонница того, чтобы убирать ключевые сцены, арии, несущие большую смысловую нагрузку. Но нам, к сожалению, пока не удалось представить произведение во всей его многогранной полноте.

— Удовлетворение доставляет то, что мы вообще взялись за столь сложный материал. Соприкосновение с музыкой великого композитора — это уже радость. Конечно, впереди нас ждет огромная работа. Премьера концертного исполнения оперы лишь начало работы, — добавила Наталия Мекаева.

Опера будет поставлена в костюмах уже осенью этого года в зале имени Тихона Николаевича Хренникова.

Фото Николая Черкасова

www.lipetskmedia.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору