Мария Максакова: Бабушка пела Сталину. А я пишу законы

Добавлено 25 декабря 2014

Новая Опера

Как призналась Мария, на ниве законотворчества она могла бы сделать гораздо больше, если бы не сложные отношения с Минкультом. Фото: russianlook.com

Оперная певица Мария Максакова — один из самых активных депутатов Государственной думы

Те, кто и в шумное праздничное время хранит верность классическому искусству, встретят Новый год вместе с телеканалом «Культура», одним из лиц которого является оперная певица Мария Максакова. Уходящий 2014-й принес ей и яркие премьеры (в том числе роль Элен Безуховой в «Войне и мире» Мариинского театра), и баталии на законодательном поле, ведь Мария — один из самых активных депутатов Государственной думы.

— Мария, что считаете своим главным достижением в уходящем году?

— Самое-самое? Вообще-то это достижение принадлежит моей 6-летней дочери, которая только что выступала (она у меня арфистка!) с 7-минутной программой в отчетном концерте класса Елены Ильинской как самая юная ученица. Для меня это повод для радости и гордости.

А на законодательной ниве… Знаете, мы могли бы сделать гораздо больше, если бы не сложные отношения с нашим профильным ведомством — Министерством культуры. Почти по каждому поводу — длительные и мучительные переговоры. Взять тот же закон о меценатской деятельности. Минфин, традиционно прижимистый, не приветствует льготы для благотворителей, это еще как-то можно понять. Но почему Минкульт целиком встал на такие же позиции? В итоге предложения о льготах внесены, но еще не приняты, это будет в налоговом кодексе… Дальше — в первом чтении принят закон о ввозе и вывозе культурных ценностей. И тоже в борьбе с Минкультом, продвигавшим свой законопроект — по нему предлагалось введение более 60 ставок госэкспертов на зарплате. Учитывая российские реалии ведения дел, циркуляции бумаг и прочего, каждый конкретный вопрос затягивался бы до бесконечности.

Потом — была длительная дискуссия по закону о культуре, в результате законопроектов два. Один сформулирован депутатами и по сути обобщает существующие 11 ФЗ, которые регулируют разные отрасли культуры. Другой по заказу Министерства культуры изготовлен НИИ экономики, это 294-страничный труд, основанный на непонятно откуда взятых цифрах: будто бы 7 процентов граждан готовы жертвовать 2 процента доходов на культуру. Из каких опросов это следует?! И там полно подобной фантасмагории, опасность которой в том, что она отменила бы все ныне действующие законы и повергла отрасль в хаос…

Потом — был целый эпос с попытками внесения поправок в Трудовой кодекс, разрешавшими устраивать в артистических коллективах конкурс на уже занятое место. Но это же экзекуция над конкретным человеком, уже имеющим на это место контракт! Слава Богу, комитет по труду поддержал нас в защите прав артистов…

Еще был закон о защите прав на интеллектуальную собственность в интернете, нам удалось добиться, чтобы туда включили музыку. Как требовать от людей созидательной деятельности, если ее плоды им не принадлежат? А со специальными музыкальными школами что творится! Но даже с Минобрнауки мы быстрее достигаем взаимопонимания, нежели с Минкультом, где, видимо, не считают делом жизни (как считаю это я) спасти эти школы, сделать правовое поле для них приемлемым, чтобы они могли продолжать работать так, как работали последние 80 лет, выковывая лучшие музыкантские кадры в мире, не опасаясь, что Рособрнадзор отберет у них за это лицензию…

В общем, дело движется, но порой с такими преодолениями, что диву даешься. Да, истина в спорах рождается, но эти споры не должны становиться самоцелью в законодательной работе.

— При такой нагрузке вы оставляете за собой и телепроекты?

— Шестой год каждую субботу веду «Романтику романса» на «Культуре». На Новый год обещали дать большую праздничную программу, которую мы показали в «Крокус Сити Холле» в связи с 15-летием передачи. Отдельная песня — программа «Подари слух», связанная с благотворительностью. Идея не моя, а Николая Баскова. Когда он пришел с этим предложением, совершенно не подозревал о нашей давней семейной дружбе с чудесным врачом и человеком Николаем Аркадьевичем Дайхесом, нашедшим новый подход к лечению детской глухоты. Я с радостью включилась в работу над программой «Подари слух». Считаю необычайно важным привлечь всеобщее внимание к проблеме детей с патологиями слуха. А в наступающем году, в Международный день глухих, надеемся, состоится концерт, на котором выступят дети, вновь обретшие слух, вместе со звездами сцены. Нашу инициативу уже поддержали Анна Нетребко, Филипп Киркоров, Иосиф Пригожин и Валерия…

— В этом году вы также выпустили альбом с романсами Чайковского и Рахманинова. Почему выбрали именно этих композиторов?

— Идея альбома проста: показать слушателям шедевры русской камерной классики — и именно так, как эти романсы чувствую я. Вообще русские академические романсы — это особый мир, подход к этим произведениям нужен глубоко индивидуальный. Кстати, альбом «Романсы. Чайковский и Рахманинов» — наш совместный с российским представительством мировой звукозаписывающей компании Universal Music Group благотворительный проект: все вырученные средства поступят в фонд «Здоровье нации» на поддержку все той же программы"Подари слух».

— Ваш голос — меццо-сопрано, такой же был у вашей знаменитой бабушки, оперной певицы Марии Петровны Максаковой. У вас и репертуар похож. Часто слушаете ее записи?

— Конечно, я на них выросла: бабушкины записи папа ставил в машине. У него звучали в авто либо бабушка, либо Высоцкий. Он возил меня на дачу и обратно (а это часа полтора-два), и я проникалась… И это все так глубоко засело в моем сознании, что иногда пою, а потом понимаю: получилось как у бабушки… Она была невероятно прогрессивной для своего времени певицей. Вокал со временем меняется, сейчас голоса стали гораздо объемнее. У бабушки была итальянская школа — так ее научил педагог и первый муж Максимилиан Карлович Максаков. Так что ее голос ближе к сегодняшней манере исполнения, чем у многих ее коллег-ровесников.

— Вокруг вашей бабушки столько легенд ходит. По одной из них ваш дед чуть ли не сам Сталин…

— Да, ходят такие слухи. Вождь действительно был благосклонен к бабушке. Уже после того, как расстреляли ее второго мужа, сотрудника разведки Якова Христофоровича Давтяна, и она считалась опальной, Сталин на одном из кремлевских приемов вдруг спросил: «А где моя Кармен?» Ее тут же привезли, и она, конечно, спела «Хабанеру». Но большей близости между ними не было, так что во внучки Сталина меня не записывайте.

— У вас дети тоже очень музыкальные. Мы видели, как репетирует на фортепиано ваш сын, про дочку-арфистку вы уже сказали. Вам их не жалко, ведь, говорят, серьезные занятия музыкой лишают ребенка детства?

— Ну нет, детства у них никто не отнимет. Но меня тоже так воспитывали: «ни дня без строчки». Тратить время впустую у нас не принято. Я, кстати, очень благодарна моему папе за то, что он отвел меня в юридическую академию, которую я с отличием окончила. Это образование теперь очень мне помогает — и в депутатской карьере, и в общественной деятельности. Надеюсь, что и Илья будет благодарен мне. А главное, ему музыка в радость: сыну нравится сцена, экзамены. На них он, как правило, играет даже лучше, чем дома и в классе. Значит, артистизм в нем заложен.

— В вашей семье есть свои новогодние традиции?

— Они скорее рождественские. Причем празднуем мы два Рождества: папа — католическое, мама — православное. Отец из Германии, но последние 40 лет живет в России. Приехал сюда открывать представительство фирмы «Сименс», они с моей мамой познакомились, полюбили друг друга. Но мама изначально поставила условие: живем в Москве. С тех пор папа совершенно обрусел, да и родители его, выходцы из Прибалтики, дома говорили по-русски: Католическое Рождество — последнее, что в нем осталось от Запада.

Наше досье
Мария Максакова-Игенбергс — оперная певица, продолжательница знаменитой артистической династии

Родилась в Мюнхене в семье драматической актрисы Людмилы Максаковой, дочери оперной певицы Марии Максаковой. Ранее детство провела в подмосковных Снегирях, где находились дома солистов Большого театра. В 1995 году закончила ЦМШ по классу фортепиано с отличием, в 2000-м — Гнесинскую академию, куда поступила в класс Натальи Шпиллер, также с красным дипломом.

В 2000 году Евгений Колобов принял Марию в труппу созданного им театра «Новая опера». Здесь она исполнила партии Офелии («Гамлет» Тома), Снегурочки, Лейлы («Искатели жемчуга») и др. В 2003-м стала приглашенной солисткой Большого театра (Оскар в «Бале-маскараде», Мюзетта в «Богеме»). В 2006-м стала солисткой театра «Геликон-опера» (Княжна в «Русалке» Дворжака, Розина в «Севильском цирюльнике», Сюзанна в «Свадьбе Фигаро», Великая княгиня Екатерина в опере «Царица» Тухманова).

С 2011 года — солистка Мариинского театра (Дорабелла в «Так поступают все», Керубино в «Свадьбе Фигаро», Фругола в «Плаще» Пуччини, Прециозилла в «Силе судьбы», Композитор в «Ариадне на Наксосе» Р.Штрауса, Никлаус в «Сказках Гофмана», Кармен, Принцесса Шарлотта в мировой премьере оперы Р.Щедрина «Левша»). Максакова выступала на сценах Италии, Японии, Норвегии, Испании. Ее камерный репертуар включает произведения Шумана, Шуберта, Брамса, Р.Штрауса, Дебюсси, Рахманинова, Чайковского./

С 2010 года в Астрахани, родном городе Марии Максаковой-старшей, действует Благотворительный фонд Марии Максаковой-Игенбергс, поддерживающий культуру региона, в особенности музыкальное образование детей. Мария — постоянная ведущая программы «Романтика романса» телеканала «Культура». Член президиума Центрального совета сторонников партии «Единая Россия». Депутат Государственной Думы с 2011 года. Воспитывает сына Илью и дочь Людмилу.

Елена Ищенко, Сергей Бирюков
Статья из номера 178 за 24 Декабря 2014 г.

www.trud.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору