Предстоящие мероприятия

Саратов
25 ноября 2017

Читайте на эту же тему







Музыка из глубины сердца

Добавлено 04 июня 2009

Саратовский Международный органный фестиваль

XVII органный фестиваль, как все хорошее, постепенно подходит к концу. Не всякий город может похвастаться собственным органом. И в этом Саратову повезло. Предпоследний концерт в рамках фестиваля сыграл известный голландский органист и композитор, профессор Роттердамской консерватории музыки Арьян Брекховен.

Что ж, любителям музыки нашего города повезло дважды: впервые в России выступление Брекховена и два (!) концерта маэстро. Первый – фортепианный – вместе с ансамблем старинной музыки «Трио Соната» (в своем первоначальном составе – специально на закрытие сезона из Германии приехала виолончелистка Людмила Дом-бровски) под руководством Владимира Скляренко прошел в зале областной библиотеки накануне органного. Заметим, что этот концерт был совершенно бесплатный и попасть на него могли все желающие (правда, насколько мог вместить небольшой зал).

Программа концерта включала произведения, заявленные в органном концерте, с той лишь разницей, что звучали они в фортепианном исполнении, но от этого ничуть не проигрывали. А вот непосредственное общение с органистом, вопросы, которые могли задать зрители – стало несомненной изюминкой концерта.
Надо сказать, что Арьян Брекховен с удовольствием отвечал слушателям, давал автографы, а в конце концерта даже попросил фотографа, снимавшего на концерте, сделать общую фотографию со зрителями.

А 28 мая любители органа могли насладиться уже органным мастерством Брекховена. Игра Арьяна Брекховена – неожиданные, новые чувственные ощущения традиционного исполнения. Царственный, по-королевски звучащий орган вызывает феерические ощущения – глубинное проникновение до почти физической дрожи. Возникает чувство, что звуки проникли глубоко внутрь, тело отзывается на их призыв и поет в унисон – этот процесс неуправляем и его невозможно остановить. Как будто погружаешься в поток музыки, сливаешься и с ней, и с темой исполняемого произведения.

Музыка вовлекает в мощный водоворот, поток звуков. Брекховен мастерски раскрыл орган, показал его бесконечные возможности. Под руками мастера самый богатый, мощный, царственный инструмент в мире звучит так, что становится то маленьким котенком, то звонкоголосым соловьем в весеннюю ночь (как тут не вспомнить сонеты Шекспира), то он взрывается мощью Ниагарского водопада, тропического урагана, тайфуна и, подхватывая в этом мощном потоке, увлекает за собой. И невозможно сопротивляться этой безумной силе и хочется просто отдаться во власть магии звука.
В исполнении Брекховена виден живой, тонкий юмор, легкое ироничное хулиганство. Порой он напоминает расшалившегося подростка. Живость и еще раз живость, невероятная любовь к жизни. Какое-то солнечное восприятие серьезных произведений, серьезных тем позволяет говорить о гениальности музыканта. Простота общения с публикой делает Брекховена понятным для любой страны, государства, вероисповедания, культуры и традиций.

Арьян Брекховен один из тех, кому, можно сказать, по наследству, через поколения учеников передавались традиции и школа исполнения Иоганна Себастьяна Баха. Возможно, это одна из причин того, что Бах в исполнении Брекховена не выглядит скучным и занудным. В такие моменты понимаешь, что Бах и орган практически неотделимы друг от друга.

Многие из нас слышали исполнение увертюры к опере Бизе «Кармен» и в фортепианном, и в оркестровом исполнении, но в органном переложении она превзошла все ожидания и приобрела новые краски и смысл, обогатив эту тему.

Добавим к этому довольно эффектный выход Арьяна с Еленой Лельчук (фортепиано) из «Трио Соната». Увертюра на фортепиано в четыре руки не предвещала ничего экстраординарного, как вдруг Брекховен неожиданно встал из-за рояля и, сказав, что это не так интересно, пересел за орган. Музыка была поистине божественной.

Практика джазовых импровизаций дает голланскому органисту возможность великолепно, просто блистательно сочетать классику «Beatls» с легким Моцартом и закончить все это великолепие неожиданной русской «Катюшей».

Импровизации на тему мюзиклов Лойда Уэбера «Моя прекрасная леди» – это настоящий гимн женственности, любви, красоты, изящества. Когда зазвучал «Призрак оперы» – большая часть женской половины зрительного зала слушала его замерев, буквально на одном дыхании, потому что это было по-настоящему правильное звучание. Хочется думать, что композитор изначально задумал эту арию для органного исполнения, и никак иначе. Настолько гармонично и органично это прозвучало именно в исполнении органа. В эти минуты очень хотелось услышать красивый женский вокал и раствориться в нем.

Популярные русские мелодии звучат знакомо, по-родному, можно сказать, по-отечески тепло. Композиция на тему русских мелодий началась и закончилась практически двумя гимнами (неофициальным саратовским «Огней так много золотых…» и государственным российским), а между ними феерия, фейерверк, каскад с детства до боли знакомых мелодий: «Течет река Волга», услышав которую так и встает перед глазами образ всенародно любимой певицы и слышится ее проникновенно глубокий голос; просто жемчужина классики, национальная гордость «Калинка» под аплодисменты и приплясывания на местах почти всего зрительного зала.

А на десерт осталось самое тонкое – «Список Шиндлера» Уильямса, исполненный вместе с «Трио Соната». Богатейшая палитра звуков, каскад самоцветов, драгоценное ожерелье, уникальное по своей красоте и тонкости работы. Можно сказать, что Арьян Брекховен настоящий, тонко чувствующий ювелир от музыки – музыкальный Фаберже.

Светлана ТЕНЕТКО
Газета "Богатей"
Статья из № 21 (491) от 04.06.2009

http://www.bogatej.ru/bogatej/index.php?chamber=main&art_id=0&article=3062009190137&oldnumber=491

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2017 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору