На вокальный вечер Ирины Муратбековой приглашает Вологодская филармония

Добавлено 19 февраля 2016

Вологодская филармония, Зал Вологодской филармонии

В субботу 20 февраля в 18 часов в Вологодской филармонии состоится вокальный вечер Ирины Муратбековой (сопрано) «От барокко до веризма», который подарит слушателям выразительную музыку барокко и истории любви от итальянского веризма.

Ирина Муратбекова окончила Санкт-Петербургскую консерваторию по классу сольного пения (класс народной артистки России Т. Н. Лавровой), проходила стажировку в классе народной артистки СССР И. П. Богачевой. Исполнительница пела в лучших оперных театрах Италии, была участницей крупнейших оперных фестивалей. Аккомпанировать Ирине Муратбековой будет лауреат международных конкурсов Наталия Жукова. Наталия Жукова с отличием закончила фортепианный факультет и аспирантуру искусств Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки (класс доцента В. С. Колесникова и профессора В. Г. Старынина). В программе вечера вы сможете услышать произведения Доменико Сарри, Бенедетто Марчелло, Доменико Скарлатти, Джузеппе Верди, Франческо Паоло Тости и др. Впервые в России будут исполнены «Песни памяти» Джузеппе Мартуччи.

В преддверии концерта, с Ириной Муратбековой удалось пообщаться пресс-секретарю Вологодской областной филармонии, Евгении Лапцовой.

Ирина Султанбековна, не могли бы Вы рассказать о своем творческом пути?

Мне кажется, что я родилась с музыкой. С 4 лет я стала играть на фортепиано, думала, что стану пианисткой, но не стала. Однако любовь к инструментальной музыке у меня осталась, я очень люблю инструменты, фортепиано, в частности. Мне очень повезло в жизни, потому что я встретила на своем пути замечательного человека — Антонину Михайловну Шилову — известного казахстанского вокального педагога, воспитавшего целую плеяду прекрасных певцов. Когда я поступила в консерваторию, там мне тоже колоссально повезло, потому что я училась у легендарного педагога, профессора, народной артистки РСФСР — Татьяны Николаевны Лавровой. И в Италии мне тоже повезло. В 1999 году я занималась в Нью-Йорке с легендарной Ренатой Скотто, с которой познакомилась в её летней академии в Альбисола (Италия), затем в Милане поддерживала мою певческую форму под руководством Джанфранки Остини, а партии оперного репертуара готовила с выдающимся итальянским дирижёром, музыкантом Бруно Ригаччи.

Семья всегда поддерживала мои начинания. Мой папа — казах, мама — наполовину русская, наполовину казашка. Когда папа умер, мама переехала в Вологду. Отчим был уже вологодский, замечательный человек, прекрасная семья. В целом, могу сказать, что в нужный момент меня окружали только самые хорошие люди.

Мой первый концерт в Вологде состоялся в Вологодской филармонии в 1999 году, на котором я пела с замечательным вологодским музыкантом, великолепным концертмейстером и чутким ансамблистом — Ириной Анатольевной Куликовой, которая, к сожалению, очень рано нас оставила. Затем были поиски. Очень непросто оказалось найти концертмейстера, который бы чувствовал то, что именно ты хотел бы выразить. Наталья Жукова — это именно тот концертмейстер, ансамблировать с которой мне доставляет музыкальное удовольствие.

В Италии я жила с 1997 года. Италия для меня это вторая Родина — страна, в которой сосредоточенно 80% всего культурного наследия человечества. Мне посчастливилось работать во многих театрах этой страны. Особенная гордость переполняла меня, когда я пела партию Лиу в опере «Турандот» Пуччини на родине композитора на фестивале «Торре дель Лаго». Художественный руководитель фестиваля Альберто Веронези заметил, что я первая исполнительница сопрано из Казахстана, поющая на этой сцене. Пока таковой и остаюсь! (смеется). Из россиянок лишь Галина Калинина исполняла там Тоску.

Вы будете исполнять очень необычную программу, будут звучать редкие произведения, что натолкнуло Вас на этот выбор?

Это близко мне, моей исполнительской натуре, хоть я и не специализируюсь на барочной музыке, но обожаю её, и мне хотелось бы предложить публике мое видение этой музыки. Программа основана на музыке западноевропейских композиторов. Мне хочется подарить публике Гранадоса. Я неожиданно столкнулась с испанской музыкой: когда еще гастролировала и пела в Европе, однажды мне позвонил мой менеджер и попросил в краткие сроки выучить оперу-Де Фальи «Краткий час». Я сразу же влюбилась в эту музыку, что привело меня и к изучению испанского. Теперь в моем репертуаре есть испанские песни. Могу сказать, что мною движет жажда познания, ведь обучаясь в консерватории многие не знают, не понимают смысл того, что поют…заучивают текст, как «абра-кадабра» и поют. Это не есть хорошо. На мой взгляд, для того чтобы хорошо исполнять, артисту нужно знать язык. «В начале было Слово…».

Расскажите, пожалуйста, о произведении, которое будет исполнено Вами впервые в России?

Известный итальянский пианист и композитор Джузеппе Мартуччи написал замечательный цикл песен «Песни памяти». Однажды я услышала одну из его песен, она мне очень понравилась, и я решила исполнить ее на концерте. К сожалению, весь цикл я не смогу спеть, так как хотелось подарить публике всего понемножку, сделать своего рода путеводитель по стилям, экскурс в вокальную музыку позднего романтизма, которую мало исполняют.

Есть ли у Вас любимые композиторы?

Мне очень нравится вокальная музыка, в частности Верди и Пуччини, но я тот человек, который воспитан на инструментальной музыке, поэтому я очень люблю Баха, Моцарта. Особенная любовь к Рахманинову. И, надеюсь, повторить подвиг юности и спеть те 20 романсов, что прошла ещё в консерватории в камерном классе у моего профессора К. В. Изотовой, ну и, конечно же, добавить и новые произведения, которые ещё не довелось исполнить.

Ирина Султанбековна, Вы выступали во многих концертных залах мира, чувствуете ли различие в плане залов, восприятия публики?

Зал филармонии замечательный, маленький камерный, в нем очень легко исполнять. К сожалению, мне не так часто приходится выступать в нем, хотя очень хочется подарить вологжанам хорошие программы, одна из которых будет звучать в эту субботу. Что касается публики, то для меня она везде одинаковая, различен лишь уровень ее подготовки. Для меня важен каждый слушатель, будь то рабочий или академик! Важно затронуть его душу, задеть его сердце и подарить красоту. Мне хочется поделиться тем, что я делаю, той радостью, которую я испытываю. У живого исполнения особенная энергетика, это примерно то же самое когда мы смотрим на картину в оригинале, а не на её репродукцию.

Сегодня Вы передаете свое мастерство ученикам, студентам вокального отделения Вологодского областного музыкального колледжа. Что Вы можете сказать о своей деятельности?

Я стала преподавать еще в Музыкальной академии города Лоди, это регион Ломбардии в Италии. Учу тому и так, как учили меня! У меня замечательные ученики, очень умные, музыкальные. Вообще я считаю, что побеждает не всегда самый лучший голосовой материал, а музыкальность и интеллект. Я вижу, что может получиться из моих учеников в перспективе, как они могут вырасти. Но на все есть воля Всевышнего, ведь пути Господни неисповедимы. Мы должны делать то, что должны, а дальше-будет то, что будет… У нас в консерватории был великолепный «поющий» курс: Стас Костюшкин, Злата Булычева, Женя Акимов, но никто не мог дать 100% гарантии, что Аня Нетребко будет мега звездой! Мне очень нравится преподавать, ученики дают мне очень многое, и я вкладываю в них всю душу.

Есть ли у Вас жизненное кредо?

Как сказал Шекспир: «Залог успеха — работать больше всех, знать больше всех и ожидать меньше всех». Если тебе нравится дело, нужно преданно ему служить.

Что Вас вдохновляет в жизни?

Природа, вера, хорошие человеческие отношения. Ну, и разумеется, искусство, красота во всех проявлениях.

Ирина Султанбековна, что бы Вы могли пожелать слушателям филармонии?

Желаю приходить в филармонию как можно чаще, как можно больше приобщаться к музыке, потому что это здорово — открывать для себя мир музыки. И хочется закончить словами арии Г. Пёрселла «К Музыке»: «Хоть ненадолго Музыка вас отвлечёт от всех забот. Дивясь, как наступает облегченье, и презирая угожденье, пока Аллекто мертвых не спасёт от вечных пут, и аспиды с главы её не уползут, и бич из рук её не упадёт… На время Музыка вас отвлечёт от всех забот».

Евгения ЛАПЦОВА

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору