От партесного до кантаты! Артем Маркин устроил композитору Беляеву юбилейный концерт по полной программе

Добавлено 02 марта 2013

Зал классической музыки, Центр классической музыки


Заодно удалось узнать, что такое партесный концерт! Если вы любите убить интеллектом окружающих и не были 1 марта на шикарном юбилейном концерте в честь 65-летия композитора Владимира Беляева в Центреклассической музыки Артема Маркина, знайте: партесный концерт – традиция русской классической духовной музыки с восемнадцатого века, большое произведение, и главное — исполняется он только хором без сопровождения музыкальных инструментов.

Не заунывно, а светло и раздольно

А то Алиса Бирюкова разослала приглашения на партесный концерт. А что это такое? Неудобно не знать такую элементарщину. Я вот в силу преклонного возраста Святослава Рихтера живьем во Владимире слушал, смотрелв Москве балетный дивертисмент с Семенякой, когда та еще вовсю танцевала. А вот про партесный концертне знал. Как не пойти? Отлегло, теперь знаю. Кто хочет научного определения партесного концерта – гоу тукакую-нибудь музыкальную энциклопедию.

Короче – оказалось, что это классика, да еще в церковном стиле. А уж когда камерный хор в суровомакадемическом стиле выстроился на сцене с нотными папками в руках, я уж было подумал, – не иначе будет тягомотина заунывная. И посвящен концерт Андрею Рублеву. Так ведь нет же. Партесный концерт Владимира Беляева оказался, несмотря на духовную высоту, очень светлой и вполне доступной музыкой. Вообще не мрачной.

Кстати, а вот и сам маэстро Владимир Беляев в зале сидит. А зал, кстати был почти битком на этот раз. Любопытных оказалось много!

- Да, у меня вся музыка светлая,— легко согласился с наблюдением дилетанта профессор Гнесинки, автор более100 произведений (и не шансона в три аккорда, а высокой музыки!).

И недаром мне послышалось какое-то всеславянское раздолье в его музыке. Не базар славянский, а именно – раздолье. Оказалось, что композитор родился на Украине — земляк Брежнева, из Днепродзержинска. А корниу Беляева из Твери и Белоруссии. Еще в детстве был замечен самим Кабалевским (ну эту величину многие знают, кто не прогуливал музыку в школе). Кабалевский ездил по Украине с концертами, и ему показали талантливого школьника Володю Беляева, который уже сочинял музыку. Кабалевский благословил аж в Московскуюконсерваторию. И появился советский композитор Владимир Беляев, живое воплощение, на мой взгляд, панславизма в классике. Он страсть как хотел (как и все нормальные славянские композиторы-классики) попробовать себя в духовной музыке. Но время было советское, и духовная музыка была под запретом.

Но настала перестройка. Композиторы ринулись в духовность. Уже разрешили, дайте только повод. Беляеву повод дал Маркин, но еще не младший Артем, а старший — Эдуард Митрофанович.

Второе пришествие Владимира Владимировича

Да, вторым пришествием для композитора во Владимир стал юбилейный концерт в честь Владимира Владимировича Беляева. Впервые его привлек в наш город Эдуард Маркин. Помог случай. Говорят, требовательный предтеча владимирской хоровой классики как раз жестко расстался с предыдущим композитором, который в чем-то не оправдал запросов Мастера. И Маркин-старший предложил Владимиру Беляеву написать тот самый партесный концерт. Тот и написал. Это было в 1990 году. Кстати, автор четко позиционирует свою «продукцию»: концерт написан не для церкви, а именно для сцены.

Но почему концерт посвящен именно Андрею Рублеву?

- Думаю, плач по Андрею Боголюбскому у хора Эдуарда Митрофановича тогда уже был, так что логично было посвятить следующую крупную вещь Андрею Рублеву, — рассказывает Владимир Беляев.

Хор Эдуарда Маркина в 90-е годы как раз возносился на пик славы и признания. Так что «Рублев» Беляева звучал даже на открытии «Игр доброй воли» в Петербурге в 1994 году!

Не там ли запал в душу хор Маркина будущему президенту Владимиру Путину, который посещал потом его концертво Владимире в 2001 году?

И вот снова, спустя столько лет, прозвучал партесный концерт. Другой состав хора, другое время, другой Маркин.На вопрос, как ему исполнение этим хором и с этим Маркиным, композитор ответил искренне, но в мерудипломатично (до чего же приятный человек оказался!):

- Каждое поколение музыкантов по-своему понимает и исполняет произведение. Эдуард принадлежит к одномупоколению, Артем – к другому.

Браво, маэстро!

Щедрый подарок щедрому композитору

Артем Маркин построил концерт просто отлично. Два часа Беляевской музыки пролетели для меня незаметно.Во-первых, смена вещей – от сложных к простым и обратно. У Беляева – просто масса классных мелодий.

После большого партесного концерта – были хоровые миниатюрки из цикла «Скороговорки». Которые я про себя назвал «Мечтой логопеда». Их было много: от «топота копыт» до криминальной истории Клары и Карла (и «Карл» был с кларнетом!). Взрослому хору пришлось петь, демонстрируя идеальную дикцию да еще слегка юморя над всем этим!

Во второй части появился оркестр, выбежала и построилась капелла мальчиков. А потом еще была и премьерахоровой группы девочек. А завершилось все кантатой опять же о Рублеве. Отличие – на этот раз взрослый хор пелс оркестром. Так что от смены составов и мелодий скучно не было даже для чайников.

В конце явно растроганный композитор получил в подарок изданные Центром классической музыки ноты своего партесного концерта. Наконец-то, не прошло и четверти века.

Композитор твердо осознает реальность:

- Классической музыкой по статистике увлекается 1 процент жителей земли,— сказал Беляев обращаясьс благодарностью к публике, – так что вы входите в этот один процент.

Не знаю как в Африке, а во Владимире любителей классики явно больше. Маркины постарались. А сам Владимир Беляев своей светлой классикой здорово работает на расширение этого процента.С Днем рождения, Владимир Владимирович!

provladimir

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору