Посол Березовский и его фестивали

Добавлено 12 июня 2018

Юрий Башмет (альт, дирижер), Борис Березовский (фортепиано), Никита Борисоглебский (скрипка), Михаил Плетнёв (дирижер, фортепиано), Александр Князев (виолончель, орган), Камерный оркестр Игоря Лермана

Борис Березовский, искренне любя русских классиков Балакирева, Лядова, Ляпунова, самоотверженно исполняет их изумительно красивую, но малоизвестную иностранцам музыку во всём мире — в Америке, Франции, Китае, Японии. Даже когда злопыхатели предрекают: «Такая программа не соберёт залы в Америке!» — он играет так, что публика устраивает пианисту стоячую овацию. Он ещё и активный организатор: в июне в Москве откроется его фестиваль фольклора, а в июле пройдёт новый фестиваль «Летние вечера в Елабуге». Неиссякаемой энергии этого человека остаётся лишь удивляться…

— Сколько же фестивалей вы проводите? И чем один отличается от другого?

— Давайте обо всех фестивалях в хронологическом порядке. По доброй традиции 12 июня в День России мы в четвёртый раз откроем Всероссийский фестиваль-конкурс «Музыка Земли». Так что, приглашаю всех на концерт-открытие в Бетховенский зал Большого театра. Естественно, прозвучит фольклор, а также духовные песнопения и сочинения русских классиков Рахманинова и Стравинского. Как и всегда, мы представим жанры, которые охватывает формат фестиваля.

В прошлогоднем конкурсе «Музыка Земли» меня очаровал юный коллектив «Кладец» из Подмосковной Балашихи. Дети поют русские, белорусские и украинские народные песни так искренне и так профессионально с точки зрения многоголосия, что я пригласил их открыть следующий фестиваль. Ещё выступит восхитительный коллектив под руководством Андрея Котова — Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин». Они споют уникальные песнопения XVII — начала XVIII веков, которые эти фанатично увлечённые музыканты отыскали где-то в монастырях, ещё они исполнят отдельные части из «Всенощного бдения» Рахманинова, а сам я буду играть рахманиновские прелюдии. Так наглядно мы выстроим мост от старинной духовной музыки к той, которую сегодня справедливо считают классикой. Можно будет убедиться, как органично сочетаются прелюдии и песнопения: не возникает ни контраста, ни дискомфорта от соединения одного с другим. Кстати, мы с Котовым, редкостным профессионалом, и его ансамблем подготовили программу из сочинений Рахманинова и аутентичных духовных песнопений, которая прозвучит 31 мая в БЗК, а кто не сможет побывать в консерватории, милости просим в Большой театр, где мы исполним эту же программу, правда, фрагментарно.

Андрей Котов и Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин»

Не понимаю, почему Рахманинова называют романтиком, если композиторскими корнями он уходит в древнерусскую духовную музыку, знаменный распев, богослужебные песнопения, которые произвели на него огромное впечатление ещё в детстве, когда он с бабушкой ходил в церковь и, будучи ребёнком, мог отстоять многочасовую службу, слушая эти изумительно красивые созвучия. Все они проявились потом в его сочинениях, юношеских и зрелых. Ведь Рахманинов слышал все тона в колоколе, обладал феноменальным слухом и мог звук каждого колокола отобразить на рояле. Гений. Смесь колокольности и православного песнопения порождает тот самый уникальный рахманиновский стиль, который мы знаем и любим. В знаменитой прелюдии до-диез минор, в начале такие глубокие и плавные аккордовые ходы — это же аллюзия к церковному многоголосному хору. Аккорды в последних тактах — это удары церковных колоколов, не иначе. И Чайковский обращался к духовной музыке, «Хор» из «Детского альбома» — тоже православный хор. Духовная музыка как 100−200 лет назад, так и теперь трансформируется в академическую, это одна из традиций. И древнерусская духовная музыка так же глубоко национальна, народна, как и фольклор.

 — В июле откроется ваш новый фестиваль в Елабуге. Скудная информация о нём уже просочилась в прессу, хотелось бы узнать подробности.

 — Новый фестиваль «Летние вечера в Елабуге» тоже откроется 12 числа, только месяцем позже — прямо магия чисел! Елабуга, к моему удивлению, сохранила дух старины, уютную атмосферу уездного купеческого городка с двухэтажными деревянными особняками и православными храмами. И хотя официально Елабуга относится к Татарстану, это самый русскоязычный город в республике. А какие там красивые пейзажи! Когда я впервые туда приехал, решил, что это идеальное место для «Музыки Земли». У меня же навязчивая идея: провезти фольклористов, участников этого фестиваля, по городам и весям, чтобы о них узнала вся страна. Но когда я послушал экскурсоводов, которые увлечённо, буквально часами готовы рассказывать тебе всевозможные истории, связанные с городом, когда увидел, насколько там развиты старинные ремёсла, то понял, что в Елабуге, где люди занимаются народными промыслами повседневно, — они просто этим живут! — фольклором не удивишь.

Поэтому решили провести фестиваль классической музыки. Причём популярной классики: никакой интеллектуальной перегрузки для публики, настроенной отдыхать и развлекаться. Ведь июль — месяц, когда в город на пароходах по реке Кама и её притокам Тойма и Елабуга прибывает большинство туристов. Люди останавливаются в гостиницах, осматривают местные достопримечательности и путешествуют по реке дальше. Кстати, в Елабуге, печально знаменитой тем, что именно там рассталась с жизнью Марина Цветаева, для приезжих много интересного. Помимо музея Цветаевой, там и архитектура уникальная: взять хотя бы Чёртово городище — башню, оставшуюся от крепости XI века. Прекрасный дом-музей русского художника Ивана Шишкина с редкими его автопортретами, живописью и офортами.

 — Словом, вы идёте по европейскому пути организации фестивалей, когда к концертам добавляются ещё и экскурсии, местные культурные ценности?

 — Я сторонник разнообразия во всём. В программе фестиваля яркие и лёгкие для восприятия музыкальные номера. Концерты пройдут на открытом воздухе. Специально соорудят эстраду. Звук, естественно, усилят микрофонами, потому что open-air всем хорош, кроме акустики: звук, не ограниченный стенами зрительного зала, улетает в небо.

 — Кто будет играть, помимо вас?

 — Главным в афише будет Камерный оркестр Игоря Лермана из Набережных Челнов. Именно благодаря Лерману, удивительному человеку и энтузиасту, состоится фестиваль в Елабуге. Лерман обо всём договорился с местными властями, решил финансовый вопрос. Про его изумительный оркестр, один из лучших симфонических коллективов России, я рассказывал не раз. Репертуар у них огромный. С ними играют всемирно известные солисты. Я выступаю в Набережных Челнах каждый год: мы играли квинтеты Брамса, Шуберта в переложении Лермана для камерного оркестра. У нас с Игорем очень хорошие отношения, и я счастлив, что они вылились в такое сотрудничество.

Игорь Лерман и Камерный оркестр из города Набережные Челны, Республика Татарстан

Будут солировать альтист Юрий Башмет, виолончелист Александр Князев и скрипач Никита Борисоглебский, а откроет фестиваль 12 июля Российский национальный оркестр Михаила Плетнёва. Все мы целую неделю, с 12 по 16 июля, будем музицировать в Елабуге на фоне прекрасной природы и старинного русского города!

 — Брамс под открытым небом — это романтично. А если проливные дожди, что тогда?

 — Ну что тут поделаешь? Неизбежный риск. Это же не причина, чтобы отменять фестиваль. (смеётся). Всё-таки движуха какая-то…

 — Вы награждены именно за продвижение отечественной народной и классической музыки за рубежом. Как посол проекта «Русские сезоны» вы представите участников своего фестиваля «Музыка Земли» в Италии. Кто участвует в этом концерте?

 — Мы выступим в Тоскане на фестивале Pietrasanta in concerto в одноименном туристическом городке Пьетрасанта, только этот фестиваль организую не я, а мой давний приятель, замечательный скрипач Майкл Гутман / Michael Guttman. Я сыграю рецитал 28 июля, а 29 июля перед итальянской публикой предстанут участники фестиваля «Музыка Земли».

Фольклорная группа «Чиргилчин», Республика Тыва

С Ансамблем древнерусской духовной музыки «Сирин» мы повторим рахманиновскую программу. Про Детский фольклорный ансамбль «Кладец» я уже рассказал, они тоже споют. Уникальная фольклорная группа «Чиргилчин» представит тувинское горловое пение и инструментальную музыку на старинных национальных инструментах. Потрясающие парни из Северной Осетии — трио доулистов «Дамиар», они так зажигательно играют на кавказских барабанах, их неординарные ритмические рисунки можно слушать четверть часа и дольше — не надоест! С ними я играю «Лезгинку» Сергея Ляпунова. Это прекрасный русский композитор, друг Балакирева. Незаслуженно забыт, почти не исполняется. Почему так? Не понимаю…

 — В этом концертном сезоне вы триумфально гастролировали по миру с сочинениями русских классиков тоже, казалось бы, несправедливо забытых — Балакирев, Лядов… Как вам удалось заинтересовать малоизвестными произведениями взыскательную и избалованную публику?

 — Да, меня предупреждали, что в Америке такая программа, возможно, не будет востребована. Однако залы были полными, а приём — очень тёплый, даже восторженный. Устраивали стоячие овации. Думаю, люди, дающие негативные прогнозы, руководствуются стереотипом: такая музыка будет востребована, другая нет. А оказалось, что малоизвестные за океаном и полузабытые в России Балакирев и Лядов сегодня актуальны как никогда… Я ещё сыграю 2 июня в Петербургской филармонии эту программу и потом буду приниматься за новую.

 — Какую?

 — Это пока секрет. (встаёт, давая понять, что интервью закончено)

 — Борис, а поговорить «за жизнь»? «За великое искусство»?..

 — Нет-нет… Я лучше поиграю. Мне надо учить транскрипции. Их так много, и они такие… восхитительные!

Беседовала Лилия ЯЩЕНКО

Фотографии предоставлены оргкомитетом Всероссийского фестиваля-конкурса «Музыка Земли»

www.muzklondike.ru/announc/306

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2018 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору