Пять мгновений счастья

Добавлено 19 апреля 2015

Чувашская филармония, Александр Митенёв (бандонеон)

Тот, кто видел афишу сегодняшнего концерта, не мог не обратить внимания на обаятельного молодого человека то ли с аккордеоном, то ли с баяном в руках. Ни за что не угадаете! Герой нашего вечера — бандонеон. Это один из самых ярких и неординарных представителей гармоники, получивший название от имени своего изобретателя, торговца музыкальными инструментами Генриха Банда. Творческая жизнь бандонеона началась в церквях Германии. Однако духовная музыка — совсем неподходящий «наряд» для столь колоритного тембра, скрывающего в себе кротость ангела и необузданность дьявола. Случилось то, что должно было случиться: в конце XIX века бандонеон попал в Аргентину, где и нашёл своё призвание, став «первым лицом» танго-оркестров. Танго... Есть ли на свете что-нибудь более манящее и сладостное, чем его терпкая смесь страсти, ярости и боли? Трудно сказать. Но если вам хотя бы раз удавалось услышать исполнение лауреата международных конкурсов Александра Митенёва, того обаятельного молодого человека с афиши, ваше сердце, несомненно, отдано этому жанру навсегда.


17 апреля виртуоз игры на бандонеоне продолжил процессию почётных гостей, поздравляющих Камерный оркестр Чувашии с 25-летием. «Пять танго сенсаций», претворённых именитым гастролёром в дуэте с юбиляром, пролетели подобно пяти мгновениям счастья. Изысканным украшением программы блеснула великолепная пианистка, заслуженный работник культуры Чувашии Марина Саприко, которую по праву можно назвать настоящей Мисс танго. Наверняка многие зрители помнят неоднократные выступления солистки с чебоксарским ансамблем «Тангомания». Вот и сегодня не обошлось без её задорных, непоседливых клавиш, скачущих друг за другом по всем регистрам подряд и готовых в любой момент выпрыгнуть из клавиатуры.

Экспрессия, энергетический напор, эмоциональная взрывоопасность... Говорят, мелодию танго можно сочинить одним пальцем, но обязательно с душой. Знойные, словно поджаренные на раскалённом песке темы Астора Пьяццоллы выгибали холёные спины и распускали утончённые ароматы магнолий и женских духов, надменно вскидывали головы и томно кокетничали. Композитор сам превосходно играл на бандонеоне, так что он как никто другой знал толк в его удивительном и щедром на разнохарактерность голосе. Александр Митенёв всей своей исполнительской душой поддался творческим желаниям автора, скользя по темпераменту и превращая каждую танго зарисовку в сгусток меняющихся со скоростью света настроений. Невероятно артистичный, ловкий и непредсказуемый, он будто вытанцовывал эти ноты и дёргал за невидимые нервы, захлёбываясь музыкальным наслаждением и куражом, назревающим от такта к такту. Свобода, с которой он брался за очередную «вещь», не могла не завораживать.

Как, оказывается, много в мире композиторов, покорившихся танго! Александр Шварц, Нестор Маркони, Мариано Морес, Хулио Плаза, Рамиро Гало, Атилио Стампоне, Карлос Гардель, Анхель Виллольдо... Каждая из их фраз — гибкая, изящная и притягательная, словно дамская талия. Солист обращался с ними ласково и вместе с тем властно, деликатно и бесшабашно, точно укротитель, пытающийся подчинить себе дикого тигра. И, в то же время, какая упругость, какая прыть, точно внутри затаилась недремлющая пружина. Непокорный звук, то ослепительно глянцевый, то приглушённо матовый, словно доносящийся откуда-то издали, то подёрнутый шершавой хрипотцой, падал звёздными крапинками на струнное покрывало, мягко вздымающееся под дирижёрскими жестами Сергея Григорьева. Сочные гуашевые тона таяли в полупрозрачных акварельных разводах, резкие, заострённые росчерки синкопированных стаккато перетекали в нежное журчание легато.

Александр Митенёв окончил Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, много гастролирует, играет в оркестре «OTRA Orquesta Tipica» в Нидерландах. Участвует в различных танго-проектах и фестивалях в России, Швеции, Финляндии, Норвегии, Германии, Бельгии, Италии, Болгарии и других странах. Среди них «Tango fest», «Sata-Hame Soi», «Citta di Castelfidardo», «International Akkordeonwettbewerb», «Танго белых ночей», «Doble Ocho», «Tango Argentino», «АсторФест», «Музыкальный Олимп», «Ночь музыки» совместно с оперными знаменитостями Анной Нетребко и Эрвином Шроттом.

Дух захватывает от мысли, что в сокровищнице его триумфов теперь есть и выступление в Чувашской государственной филармонии! Представляете, прославленный музыкант тоже с нетерпением ждал встречи с нами. Неслучайно незадолго до концерта он написал на своём сайте: "Наконец-то я поехал поиграть танго сенсации туда, где ещё не бывал"...

Мария Митина

chfila.ru

vkfbt@g+ljpermalink

Комментарии

  1. Олег Белоцерковский, 19 апреля 2015:

    Молодцы!

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору