Саксофонист из Норвегии покорил воронежцев свистом

Добавлено 06 ноября 2014

Фестиваль «Джазовая провинция», Зал Воронежской филармонии, Воронежская филармония, «Jazz Travel Rostov»

Хокон Корнстад не только в одиночку создавал звучание небольшого оркестра, но и исполнял под свою музыку оперные арии. Концерт самобытного саксофониста был главной интригой первого дня фестиваля «Джазовая провинция» в Воронеже.

Сдержанный и избегающий внешних эффектов норвежец играл на саксофоне, кларнете и флейте с мундштуком от кларнета (так называемом flutonette), используя ряд неведомых местной публике акустических фокусов. Не переставая выводить мелодию и не открывая глаз, он управлял наложениями звука на процессоре (лупер позволяет записать и поставить на воспроизведение ритм-партию, а потом на ее фоне строить соло) — менял настройки рукой и педалью, «глушил» инструмент коленкой и отрывался от него только ради того, чтобы издать художественный свист или спеть хорошо поставленным тенором. Зал воронежской филармонии замер, как зачарованный, прислушиваясь к негромким, созерцательным, построенным на тончайших нюансах импровизациям Корнстада.

— В 2009 году я попал в «Метрополитан Опера» и понял — мое. Пробовал сотрудничать с оперной певицей, но осознал, что хочу петь сам (в детстве я вообще-то очень много пел, но забросил это дело, когда стал играть на саксофоне). Она позвонил своей преподавательнице, и на следующий день я был у нее на прослушивании. Гаммы, упражнения… Через час-полтора она произнесла: «Кажется, где-то там есть голос». Я снова почувствовал себя шестнадцатилетним. Много занимался, делал все, что советовала педагог, и результат ей понравился. Тогда я занялся вокалом всерьез, три года проучился в Академии оперы в Осло. Только вот теперь, имея диплом магистра, я чувствую, что знаю меньше, чем прежде… Как оригинальный саксофонист Хокон заслужил признание около десяти лет назад: успешно выступал в составе разных коллективов, получал теплые отзывы критиков на свои студийные записи. А пять лет назад начал еще и петь — влюбившись в оперу с первого «взгляда». Трудно поверить, что визита в Нью-Йорк 32-летний музыкант никогда не был в музыкальном театре, но — Хокон Корнстад описывает этот поворот судьбы именно так:

В процессе обучения Корнстад начал смешивать оперу с джазовыми импровизациями на саксофоне. Но пробовал себя и в классических постановках — в его активе, например, партия Герцога в «Риголетто». Совсем скоро, в декабре, ему предстоит петь рождественские хоралы на Трафальгар-сквер, в будущем году Хокон надеется опробовать современную оперную музыку.

— Меня привлекают лирические партии — как у Верди, в том же «Риголетто» или «Бале-маскараде», а также русская опера. Пока учился, пел Ленского: «Куда, куда…» У Римского-Корсакова очень красивые мелодии, — добавил он. — Вообще я собираю и перерабатываю все, что меня в музыкальном плане впечатляет, в моем понимании это и есть суть джаза. Наверное, в моих композициях отражается и норвежский фольклор, его сейчас много звучит по радио, и мой мозг волей-неволей это усваивает, а потом на сцене выдает.

Похоже, подобные «миротворческие» мысли посетили и саксофониста Росарио Джулиани, который вместе с контрабасистом Асхатом Сайфуллиным, пианистом Мишей Цыгановым и ударником Марко Валери также выступил на «Джазовой провинции» в Воронеже. Посреди концерта итальянец вдруг вытащил фотоаппарат, попросил включить в зале свет и снялся на фоне радостной публики — мол, я должен показать это на родине! Собираясь в Воронеж, Корнстад показал друзьям на карте, куда поедет. Те, учитывая политическую обстановку, пришли в ужас. Но музыкант обещал после «Джазовой провинции» их разубедить.

Ну, а игравший в тот же вечер ростовский Jazz Travel Big Band под управлением Анатолия Кирничного общественная обстановка не заботила. Получив от своего облправительства автобус, молодой и энергичный оркестр из Ростова-на-Дону смог оправдать название «путешествующего», побывал не только в Воронеже, но и в Курске, и получил там горячий прием. Коллектив сделал ставку на американские хиты «золотой эпохи» джаза, и их качественное звучание не могло зрителям не понравиться.

Текст: Татьяна Ткачева (Воронеж) ,
Фото: Андрей Парфенов
www.rg.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору