Предстоящие мероприятия






Нижний Новгород
17 декабря 2016


Москва
с 9 января 2017 по 15 января 2017

Читайте на эту же тему






«Солисты Нижнего Новгорода»: возвращаясь к началу сезона

Добавлено 17 февраля 2015 svetlanaviolino

Камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода», Игорь Жуков (дирижер, фортепиано), Даниил Гришин (альт, дирижер), Евгений Брахман (фортепиано), Максим Емельянычев (фортепиано, дирижер, клавесин), Алёна Баева (скрипка), Ровшан Мамедкулиев (гитара)

В разгар концертного сезона как-то не принято делать шаг назад и вспоминать его первые программы. Но так получилось, что, во-первых, о камерном оркестре «Солисты Нижнего Новгорода» мало пишут и рассказывают, во-вторых, отличный концерт коллектива прошел без особого внимания СМИ. Есть и третья причина для появления столь несвоевременных рефлексий, но о ней — чуть позже.

Он действительно солирует в Нижнем Новгороде — камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода». Маленький коллектив с большими возможностями, серьезными амбициями и абсолютным репертуарным бесстрашием недавно отметил 20-летний юбилей. Красивая фраза о гадком утенке, превратившемся со временем в прекрасного лебедя, в рассказе об этом оркестре не пригодится. Коллектив всегда был интересным, обаятельным, профессиональным. С «возрастом» появился артистический лоск.

Готовый увлечься авантюрной творческой идеей, коллектив, в то же время, сохраняет академическую респектабельность.
Я бы не стала говорить об универсальности оркестра: его конкурентное преимущество — наличие нескольких «специализаций». Одной из стихий «Солистов» является, несомненно, музыка барокко. В связи с этим сразу хочется отметить удивительную способность оркестра притягивать талантливых, креативных партнеров. Благодаря такому магнетизму искушенная нижегородская публика познакомилась с несколькими интереснейшими барочными проектами, созданными совместно с немецким маэстро Кристофом Майером. Среди ярких удач оркестра — полистилевые программы, подготовленные с дирижером Игорем Жуковым. Обречены на шумный успех выступления коллектива с сопрано Натальей Кирилловой, альтистом и дирижером Даниилом Гришиным, дирижером Максимом Емельянычевым, пианистом Евгением Брахманом, гитаристом Ровшаном Мамедкулиевым.

К сожалению, по причинам географического характера, сейчас мне крайне редко удается послушать оркестр «вживую». Настоящим подарком стал диск с записью концерта, открывавшим сезон 2014–2015. И вот парадокс: послушав столько программ «Солистов» из зала, ни разу не смогла написать о них. Казалось, раз все так здорово, рецензии не получится, а дифирамбы — не мой жанр.

Работа с диском подсказала новый жанровый поворот: «лирические размышления на тему».
Много раз пересмотрев, переслушав тот концерт, все-таки решилась высказать несколько наблюдений. (Кстати, первым с ними познакомился художественный руководитель коллектива Владимир Плаксин.)

Концерт, которым оркестр открыл 20-й сезон, можно отнести к категории «хитовых». Все произведения, вошедшие в его программу, публике хорошо знакомы и очень ею любимы: ля-минорный Скрипичный концерт И. С. Баха, Интродукция и рондо-каприччиозо К. Сен-Санса, Серенада для струнного оркестра и скрипичный Вальс-скерцо П. Чайковского. Слушатели были приглашены в зал Нижегородского государственного университета — пространство с удивительно благородной акустической атмосферой. На сцену вместе с оркестром поднялась Алена Баева — скрипачка, о которой и в «Татлере», и в авторитетном академическом издании напишут со светской корректностью. Это был дебютный опыт сотворчества оркестра и А. Баевой. За пультом в тот вечер был Павел Герштейн— дирижер, с которым «Солисты» сотрудничают давно и результативно.

В первом отделении концерта прозвучала Серенада для струнного оркестра Чайковского, своего рода визитная карточка коллектива.
Счастливая особенность «Солистов» — умение не привыкать к одной-единственной исполнительской концепции, даже если музыканты убеждены в ее верности. Некоторые темповые вольности в интерпретации дирижера были заметны невооруженным слухом; они чуть размыли контуры формы. Однако в неровности-нервности движения с такой ясностью зазвучало предчувствие «Пиковой дамы», что оставалось только удивляться, почему раньше это оставалось для меня «за кадром». Абсолютно «германовские» эпизоды в I и III частях были столь очевидны и, в то же время, «невозможны», что пришлось послушать еще две интерпретации — для сравнения.

Конечно, слух уже подсказывал: «вот оно, вступление к четвертой картине». Но для меня — тени «Пиковой» в светлейшей Серенаде ожили именно в герштейновской интерпретации. Однако нужно признать: были и напрасные жертвы. Так, в I части исчез абрис французской увертюры. Из-за того, что не хватило торжественности, темповой стабильности во вступительном разделе, не получилось и требуемой контрастности между Andante non troppo и Allegro moderato.

«Вальс» (II часть) прозвучал безукоризненно — красиво, грациозно, живо. Никакой жеманности, за которой в трактовках даже очень известных мастеров иногда скрывается недостаточная отточенность ансамблевой игры. Очень выразительно была пропета «Элегия» (III часть) — все с тем же «германовским» подтекстом. Мысль, возникшая синхронно с прослушиванием:

как мощно Чайковский «взрывает» им же выстраиваемые европейские классицистские структуры!
Или это издержки нашего нервного времени — всюду слышать драматические всплески?.. Финальная точка Серенады (и первого отделения программы) была яркой, звучной, при этом — без претензий на симфонический финал.

Небольшой, но очень красивый бенефис Алены Баевой, вписанный в рамки второго отделения, оставил после себя романтическое послевкусие — несмотря на разностильность программы. В каждом из произведений были найдены оттенки, оживляющие, обновляющие знакомый образ.

Алена — не из тех музыкантов, которые принципиально трактуют.
В игре «трактующих» нарочитое «а я вот так» перебивает все остальное. Скрипачке не скучно некоторые вещи играть «так, как все». И в то же время она имеет собственное исполнительское обаяние, способность, как уже говорилось, оживлять произведение. В финале хрестоматийного баховского концерта Алена чуть покудесничала со штрихами — и музыка наполнилась энергией жиги. Оркестр не просто вежливо пошел за звездной солисткой, а по-настоящему увлекся новым артикуляционным решением.

В пьесе Сен-Санса очень живой, речево выразительной получилась Интродукция. Угадывалось даже нечто похожее на шумановское «Слово поэта». Но в Рондо-каприччиозо, увы, не хватило главного — «капризности». Предвкушение оказалось ярче самого события. Неравенство двух элементов характеризовало и Вальс-скерцо Чайковского. Но здесь это получилось художественно убедительно. Скерцо явно доминировало над вальсом. И эта скерцозная доминанта была очень кстати: часто приходится слышать слишком уж «салонные» версии пьесы. А здесь — полнозвучие солирующей скрипки, прихотливая агогика, виртуозная подача и, что не менее ценно, единство дыхания солистки и оркестра!

Если говорить об абсолютной вершине концерта, то ею стала прозвучавшая на бис «Мелодия» Чайковского.
Безграничная кантилена, трепетность интонирования, неземная нежность звука… Не каждой оперной диве удается хотя бы приблизиться к такому бельканто, какое подвластно Алене. Может показаться странным, что «необязательный» бис я оцениваю как наивысшую точку концерта. Все закономерно: не только слушателю, но и исполнителям нужно пережить разнообразие чувств, чтобы понять бесконечную катарсическую красоту мелодии.

Кстати, о дивах подлинных. В интервью «Российской газете» великая Образцова говорила, что концертмейстер и певица — «это как одна душа, как одна Муза». То же и в инструментальном исполнительстве. Без сверхъестественной чуткости к намерениям солистки, без моментальной исполнительской реакции со стороны оркестра и дирижера история этого концерта была бы совершенно другой.

Возможно, что в следующем сезоне камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода» вновь появится в обществе обворожительной Алены Баевой. Для меломанов это стало бы прекрасным подарком. А пока — будем следить за выступлениями Алены на лучших сценах мира. И, конечно, ждать появления новых — всегда очень стильных — афиш «Солистов».

Алевтина Бояринцева
http://belcanto.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору