Сотрудничество двух филармоний

Добавлено 20 июля 2016

СКОР, Омская филармония, Сочинская филармония, Зимний театр в Сочи

В начале июля Сочинское концертно-филармоническое объединение посетил исполнительный директор Союза концертных организаций России, директор Омской филармонии Андрей Владимирович Чувашов.

СКОР — профессиональное сообщество, объединяющее 90 концертных организаций (в их числе и СКФО) из 60 регионов России, представляющих все восемь федеральных округов России. Во время общения с главой Союза, мы попытались узнать, чем отличается Сочинское объединение от других концертных организаций страны, что нас объединяет и насколько важно для СКФО членство в Союзе концертных организаций России.

Андрей Владимирович, в чем отличительная особенность Сочинской филармонии, если ее попытаться сравнить с другими концертными организациями страны?

— Всегда приятно приехать в учреждение, знаменитое своими традициями. Зимний театр — это, с одной стороны, уникальный памятник архитектуры, с другой, знаковое место на гастрольной карте современной России. Деятельность, осуществляемая Объединением на базе Зимнего театра и Зала органной и камерной музыки, не совсем укладывается в стандартные рамки, существующие в других филармониях. И влияет на это особый статус города Сочи: курортный город определяет специфику Объединения, приоритеты его развития и проблемы. Не сомневаюсь, что среди сочинцев есть просвещённая, неравнодушная к искусству публика, которая регулярно посещает театр и органный зал. Но Объединению, действительно, сложно сформировать группу постоянных посетителей филармонии, поскольку нужно учитывать интересы не только местной публики, но и приезжих, стремящихся во время отдыха получить эстетические впечатления в учреждениях культуры курортного города. Знаю, что работа в данном направлении ведется топ-менеджерами СКФО ни один год, и могу лишь пожелать ускорить и обогатить ее в качественном и количественном отношении.

Говорить об эффективной деятельности Филармонического собрания Сочи пока не приходится — мы готовы прислушаться к Вашим советам…

— Общемировая статистика утверждает, что только 1–2% граждан посещает театрально-концертные учреждения. В Омске есть люди, готовые слушать академическое искусство и следить за тенденциями развития современного искусства, и Омская филармония делает на них ставку. Сегодня в Омском филармоническом собрании насчитывается около 30 тысяч человек (для города-миллионика это очень неплохо). Это, так называемая, сформированная публика, с которой мы ведем постоянный диалог. Эти люди понимают, что филармония в них заинтересована, но у них есть не только права и привилегии, но и обязанности, в их числе — регулярно покупать билеты и абонементы на наши концерты. Поэтому мы уверены, что наши залы не будут пустовать. Конечно же, эта публика влияет на репертуар: они формируют социальный заказ — мы ориентируемся на их предпочтения. Подчеркну, это целенаправленная систематическая работа, в том числе в форме клубной деятельности.

В последнее время один за другим выходят документы, регламентирующие деятельность концертных учреждений России. Какой эффект ожидается от их принятия?

 — Да, действительно, документы, регламентирующие концертную деятельность в нашей стране, выходят регулярно. До этого в отрасли пользовались созданными еще в советский период нормативной и правовой базами, которые явно устарели.

В ноябре 2015 года вышел знаковый для нас документ — «Концепция развития концертной деятельности в области академической музыки в РФ на период до 2025 года». В нем прописаны четкие ориентиры и стандарты развития концертных организаций, а ответственность за их возрождение теперь возложена на руководителей и организаций, и регионов. В этом документе речь, в первую очередь, идет о развитии концертных залов и творческих коллективов. Поскольку документ подписан председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым, то спустя время с ответственных лиц спросят, что сделано — и им придется отвечать. В феврале 2016 года Правительством Российской Федерации был утвержден документ «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года». А 1 июля вступил в силу документ — «О профессиональных стандартах». Он нацелен на трудоустройство дипломированных специалистов в соответствии с их специализацией. Другими словами, в симфоническом оркестре теперь должен работать человек, имеющий диплом об образовании с квалификацией «артист», а в бухгалтерии — дипломированный в учебном заведении (а не на курсах) бухгалтер. Наведение порядка в кадровых вопросах — это правильный процесс, хотя, и я это не отрицаю, болезненный.

Насколько возглавляемая Вами Омская филармония похожа на Сочинскую? Чем гордитесь? О чем мечтаете?

— Всегда трепетно и приятно рассказывать о своей филармонии, об успешном сотрудничестве с другими концертными организациями. Мы во многом похожи, но есть и отличия. Начну с того, что нас объединяет: дирижер Омского симфонического оркестра Дмитрий Васильев начинал свою творческую деятельность в начале 2000-ых годов в Сочинском оркестре и, узнав о моей командировке, просил передать наилучшие пожелания коллегам. Кстати, по его приглашению Валерия Анфиногенова приезжала на гастроли в Омскую филармонию. Вот такие, на первый взгляд невидимые, связи существуют между нашими филармониями. На них мы и пытаемся построить наши будущие взаимоотношения.

Если исключить из списка столичные (Московскую и Санкт-Петербургскую) филармонии, то Омская по численности занимает второе место после Красноярска (у них 700 человек, у нас — 450). Так же, как и у вас, у нас есть симфонический оркестр, народный хор, камерный и духовой оркестры, большая группа солистов, в том числе и художественного слова… В прошлом году Омская филармония отпраздновала свое 75-летие. К этому событию мы серьезно готовились: в 2011 году после реконструкции был введен в эксплуатацию концертный зал. Точнее будет сказать, он был отстроен заново, поскольку от старого осталась только геометрия стен. Благодаря реконструкции мы приобрели уникальный акустический зал (создан по проекту британских акустиков). Специальные акустические панели, прикрепленные вверху и по бокам сцены, позволили убрать микрофоны. Наш зал — единственный в мире имеет трапециевидную форму, и один из немногих, использующих в своей акустике камень. Подобных залов в России всего три — и, естественно, мы им очень гордимся. Благодаря новым возможностям, к нам стало приезжать больше именитых музыкантов. Конечно, такие преобразования стали возможны благодаря непосредственному посылу губернатора области и при контроле со стороны маэстро Валерия Гергиева, который наш зал считает своим детищем.

Если конкретизировать, то насколько полезно Сочинскому объединению членство в Союзе концертных организаций России?

— Конкретизировать буду, оттолкнувшись от двух народных истин: один в поле не воин и нет пророка в своем отечестве… СКОР — это управленческая организация, занимающаяся развитием менеджмента концертных организаций страны и лоббирующая их интересы на федеральном и региональном уровнях. Когда мы (а один я езжу редко, чаще с президентом и председателем СКОР) приезжаем куда-либо, то пытаемся поговорить с руководством региона о проблемах региональных концертных организаций, требующих решения. Как правило, к своим, директорам местных филармоний, власти привыкли и не прислушиваются, а когда приезжают люди со стороны — вынуждены идти на разговор. В этот раз я приехал в Сочи, чтобы пообщаться и с трудовым коллективом СКФО, и с представителями городской администрации. Порой очень полезно перестать вариться в собственном соку и, сравнив деятельность разных концертных организаций, узнать о том, как решаются, в общем-то, одни и те же проблемы у других. До представителей власти я обязан донести, что сейчас происходит в нашей отрасли и что делать, чтобы не отстать от других регионов, а коллективу — помочь осознать, в каком направлении двигаться дальше, какие управленческие и творческие задачи решать, до чего еще предстоит дорасти, а что может служить предметом гордости за себя. Подчеркну, я ориентирован на конструктивный разговор и готов его вести с представителями всех концертных организаций страны.

Лариса Остренко

www.skfo.online

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору