Татьяна Людмилина о Рождественском фестивале: «Жду больших впечатлений от новаторских жанров»

Добавлено 25 ноября 2015

Новосибирская филармония, Хибла Герзмава (сопрано)

© Кирилл Канин
Почему театральная программа XI Рождественского фестиваля в Новосибирске «совершенно не отличается риском», «по силам» ли горожанам билеты за 3 тысячи рублей, и какие «новаторские жанры» станут «изюминкой» форума с самым маленьким с момента основания бюджетом? Интервью Татьяны Людмилиной Тайге.инфо.

Тайга.инфо: Хорошо, что в непростое время, когда люди думают больше о куске хлеба, чем о билете в театр или филармонию, Рождественский фестиваль продолжает существовать. Его программа как-то отвечает вызовам извне, улавливает то, что витает в воздухе?

— Фестиваль, безусловно, видоизменяется и отвечает на внешние запросы. Будучи организатором всех одиннадцати фестивалей, могу сказать, что каждый из них отвечал вызовам своего времени и отличался тем, что представлял самый актуальный творческий продукт, не важно, драматический, музыкальный или художественный, на момент проведения фестиваля. И нынешний от других отличается ровно этим, да еще и тем, что в наше непростое время он все-таки состоится, поскольку не секрет, что все меняется: приоритеты, ценности, внутреннийморально-этический взгляд на те или иные вещи, примеров чему в Новосибирске более чем достаточно.

Мы пытались, и я думаю, что нам это удалось, сохранить гастрольную составляющую в той части, в какой она возможна с учетом финансирования, с присутствием интересных музыкантов, драматических театров, индивидуальных работ — это я говорю об открытии, когда выступит известный пианист Барри Дуглас и дирижер Мишель Тилькан. Кроме того, сейчас уделяется большое внимание воплощению и реализации малой художественной формы. Такие работы есть у Александра Филиппенко, одну из которых он представит у нас в рамках фестиваля 3 декабря — это «Демарш энтузиастов», на него в Москве и Петербурге попасть нельзя. Ничего бы не случилось, если бы мы этот проект не взяли, но с учетом того, что далеко не каждый зритель может поехать в столицу и посмотреть это, я считаю своим долгом привезти на Рождественский фестиваль все, что есть интересного и востребованного в Москве и Петербурге, во всяком случае, в зоне досягаемости.

Я говорю также о самостоятельной и прекрасной творческой работе Заслуженного артиста России Анатолия Белого, который раньше бывал в Новосибирске вместе с Московским художественным театром — он был роскошным Шервинским в «Белой гвардии». Девушки вздыхали и мечтали попасть на этот спектакль, в том числе из-за него. На нынешнем фестивале у него несколько другая история — музыкально-литературная композиция с видео-инсталляциями"Маленький принц», и это тоже новое слово в музыкально-драматическом искусстве, потому что если мы посмотрим на работу филармонии Москвы, Петербурга и европейских стран, то поймем, что в этом немножко отстали и теперь активно наверстываем. На следующий год мы введем абонементы на программы художественного слова с оркестрами филармонии, то есть мы начинаем этот путь, он нелегкий, но перспективный.

Вот мы с вами разговариваем, а в Москве буквально несколько часов назад состоялась премьера проекта Белого «Триптих. Время. Город. Муза», появились прекрасные отзывы. Везти его на фестиваль, не видя, тоже было риском, хотя у меня и есть внутреннее ощущение того или иного актера, и я уверена, что этот проект украсит Новосибирск, и не только потому, что многие ждут актера.

Мы выполняем миссию первооткрывателей. Вспомните «Отморозков» Серебренникова, «Короля Лира» Додина — мне тогда открыто говорили: «А вы не боитесь?»

Конечно, говорить о «Современнике» со спектаклем «Пять вечеров» много не нужно. Это история первых фестивалей, когда привозилось классическое искусство в чистом виде, каким мы привыкли его видеть. «Пять вечеров» невозможно сравнить со спектаклями прошлых фестивалей, ведь именно Рождественский фестиваль открыл Новосибирску имя Серебренникова, Бутусова, и таких имен можно назвать много. Мы выполняем миссию первооткрывателей, что, безусловно, связано с риском, вспомните «Отморозков» Серебренникова, «Короля Лира» Додина — мне тогда открыто говорили: «А вы не боитесь?» Я отвечала: «Нет, если творцы делают это, значит оно достойно того, чтобы это увидел Новосибирск».

Тайга.инфо: Но вам не кажется, что театральная программа одиннадцатого фестиваля из зоны такого рода риска совсем вышла?

— Конечно, она совершенно не отличается таким риском. Она наоборот абсолютно классическая, в ней нет ничего, что каким-то образом было бы связано с сегодняшним днем, в том числе и в Новосибирске. Не делая этого специально, сегодня я понимаю: хорошо, что так получилось. Мне кажется, нам нужна минута тишины в искусстве и в жизни.

Тайга.инфо: Расскажите, как на этот раз областная программа строится? В прошлом году буклет фестиваля был довольно увесистый за счет областного расписания, сейчас он гораздо тоньше.

— В этом году с областной программой основной упор взяла на себя Новосибирская государственная филармония. Программа в районах Новосибирской области сохранена в том же русле, в каком она была прежде. Быть может, она немного меньше по объемам, но согласитесь, 198 мероприятий за 14 дней десятого фестиваля было, так сказать, сказочно. Мы решили не гнаться за объемами, а сделать так, чтобы в область выезжали действительно интересные программы. Но и гастрольных исполнителей мы в прошлом году вывозили в районы и в этом тоже повезем: спектакль «Басе, или Дух, треплемый ветрами» поедет в Краснообск, а в Бердск поедет пианист Александр Палей с квартетом Filarmonica и Биг-бэнд Владимира Толкачева с исполнителями степа из Нидерландов.

В развитие площадок в области вкладывались большие деньги, это все сохраняется сейчас, а для многих амбициозных руководителей районов дело чести иметь Дом культуры в том виде, в котором он должен быть. Да, всегда хочется большего, но мы не должны жаловаться, что все плохо, площадок нет, поэтому мы этого делать не будем. Наоборот, на той базе, которая есть в районах, мы должны подкреплять и развивать все это настоящим профессиональным искусством, в том числе и зарубежным, чтобы между городом и областью не было дикой разницы. И спрос на эти выступления в области большой.

Тайга.инфо: А в Новосибирске?

— Фестиваль, как я уже сказал, построен необычно, и особенностью нынешнего является присутствие новых жанров, которых по определению нет в Новосибирске, которые не представлены ни в одном театре, их не с чем здесь сравнивать. Это большой мой личный риск, но когда-то надо начинать.

Вспомните ситуацию с открытием Центра современного искусства на Вокзальной магистрали, чего только там не было, и ничего хорошего нет, и Центра сейчас нет. Потому что нельзя жить собственными взглядами на жизнь, все-таки нужно уметь ориентироваться в обществе, хотя бы в той сфере, которой ты занимаешься. Так сложилось, что я занимаюсь тем, что могу давать людям что-то новое. Поскольку я держу руку на пульсе и знаю, что эти новые жанры существуют и уже востребованы, то почему их не пригласить, пользуясь фестивалем?

Тайга.инфо: Речь, в первую очередь, о перфомансах, как я понимаю?

— Речь, в первую очередь, о «Басе, или Дух, треплемый ветрами» — это совершенно уникальная история по двум вещам. Во-первых, Адам Дариус — мим всех мимов, и равных ему нет, и жанра такого в Новосибирске нет. Только, может быть, Андрей Кислицын, но он один и работает по большей части не в Новосибирске, к тому же это совершенно другая история. Басе был очень известным японским поэтом, проведшим всю жизнь в пути, а спектакль этот рассказан без слов двумя людьми, одному из которых, Дариусу — немало лет, но он с удовольствием ездит по миру.

Перфоманс «Посвящения» — это польский проект с превосходным музыкальным сопровождением и удивительной художницей, которая занимается графикой и прямо на сцене для зрителей рисует, наверное, свое состояние души, чувства от звучащей музыки. Посмотрим, что будет, но то, что мы видели — это очень интересно. Учитывая, что это будет один раз, советую новосибирцам не пропустить это событие. Наконец, «Новая анатомия» — это вообще из области сверхриска: очень современная музыка, Хармс, Хлебников, все это звучит импровизационно. Думаю, нашим зрителям, которые с опережением интересуются развитием искусства любой формы, будет это важно.

Специальным моим волевым решением было, что новые уникальные проекты, которые будут идти всего лишь раз, мы покажем на сцене Камерного зала филармонии. Мне кажется, что эта площадка в центре города удобна для зрителей. И она подходит по всем техническим параметрам, которые запросили артисты.

Тайга.инфо: Что лично вы больше всего хотите видеть на фестивале? Вообще, у вас получается самой сесть и посмотреть
что-нибудь, чтобы никто не дергал?

— Нет, такого не бывает, но я это делаю вне Новосибирска, когда составляю программу. В качестве обычного зрителя я жду, конечно, концерты Хиблы Герзмавы. Ее сегодня практически невозможно заполучить по совокупности причин. Во-первых, потому что она дива и прима, ею восхищается весь мир, она премьерная певица во многих театрах, но нам удалось представить ее новосибирцам в двух жанрах. Конечно, закрывать фестиваль она будет с симфоническим оркестром, а 9 декабря споет в программе «Опера. Джаз. Блюз» вместе с Даниилом Крамером — это будет любопытно и малопредсказуемо.

Хибла Герзмава не может стоить 800 рублей, как и театр «Современник», который везет декорации и приезжает составом в 30 человек

Мне кажется, очень хорошим должно получиться открытие, все-таки Барри Дуглас и Мишель Тилькан — это те люди, сходить на концерт которых безусловно стоит. Но я все-таки жду больших впечатлений от новаторских жанров. Мне кажется, что именно они должны стать изюминкой нашего фестиваля.

Тайга.инфо: Верхняя планка цены на фестивальные билеты — порядка 3 тысяч рублей. Много ли людей в Новосибирске могут себе позволить такие билеты?

— Этих билетов уже нет. Когда предлагаемая программа стоит того, то могут. В один из вечеров мы отдали в продажу восемь билетов по четыре тысячи на «Пять вечеров» в девять вечера. Утром их уже не было.

Тайга.инфо: То есть платежеспособность населения никак на ценовой политике не сказалась?

— Сказалась, и, предвидя это, мы сделали цены совсем не высокими. Мы даже разработали определенную систему скидок для студентов, пенсионеров и людей, чьи профессиональные праздники выпадают на предфестивальные дни. Но некоторые имена не могут стоить столько, сколько стоят другие. Хибла Герзмава не может стоить 800 рублей, как и театр «Современник», который везет декорации и приезжает составом в 30 человек. Есть определенные правила оценки творческого продукта.

Тайга.инфо: И фестиваль, насколько я понимаю, билетами себя не «отбивает»?

— Да нет, конечно. Но все предыдущие фестивали мы не были в накладе: много не зарабатывали, но какие-то деньги выручали, чтобы вкладывать в дальнейшее наше развитие. Посмотрим, как будет дальше.

Тайга.инфо: Фестиваль был когда-то сделан как форум, привлекающий в город, где мало что происходило, самое важное и интересное в театральной и музыкальной России. Сейчас ситуация другая, в связи с этим миссия фестиваля претерпела изменения? Зачем он нужен в 2015 году?

— Первые фестивали были шагами в пустыне: не знаешь, занесет твой след песком или не занесет, увидишь обратную дорогу или нет. Третий был уже ожидаем, а затем все фестивали проходили в зависимости от творческого среза в стране и мире, который наблюдался в тот или иной момент. И, безусловно, в зависимости от бюджета. Буду откровенна, невозможно сравнивать бюджет первого фестиваля и одиннадцатого. Конечно, мы сегодня в незавидно худшем состоянии. Бюджет с учетом инфляции не развивается, и такого маленького бюджета, как в этом году, у нас еще не было. Это и на партнерах сказалось. Ну, сейчас у нас тоже есть партнер — это банк ВТБ 24. Все соизмеряется временем, если раньше мы могли позволить себе серьезную поддержку, то сейчас спасибо за поддержку, которая возможна для партнера. При этом в любых финансовых условиях неизменным и крайне важным для нас остается сотрудничество с зарубежными партнерами. В этом году фестиваль проходит при поддержке немецкого культурного центра имени Гете в Новосибирске, Итальянского и Польского культурных центров в Москве, Посольства Италии в России.

Фестивалей по длительности равному Рождественскому я не знаю. Ну, двадцать с лишним лет! С одним названием, с одним организатором — это очень серьезно. Прекрасно, что все руководители, от которых это зависело, даже сменяясь, его поддерживали. Сегодня он имеет такой имидж, что не поддержать его нельзя и отказаться от участия в нем невозможно.

Текст: Маргарита Логинова
Фото: Кирилл Канин


tayga.info

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору