Территория творческого отчуждения?

Добавлено 05 августа 2015 Musician

Хабаровская краевая филармония, Приморская филармония, Роман Моисеев (дирижер)

МНЕНИЕ

«Мы летим, ковыляя во мгле,
Мы ползем на последнем крыле,
Бак пробит, хвост горит, но машина летит
На честном слове и на одном крыле»

(«Бомбардировщики». Слова Х. Адамсон, пер. Т. Сикорская и С. Болотин)

Территория творческого отчуждения?

События, происходящие в последнее время в социально-экономической и культурной жизни Хабаровского края, приковывают к себе пристальное внимание. На страницах «МД» уже высказывались мнения и о необходимости создания в Хабаровске Театра оперы и балета, и о проблемах Музыкального театра. Сегодня хотелось бы высказаться о Хабаровской краевой филармонии и ее симфоническом оркестре.

30 июля в Хабаровской краевой филармонии состоялся совместный концерт ДВАСО и симфонического оркестра Театра оперы и балета китайской провинции Хэйлунцзян. За пультом сводного оркестра в этот вечер стояли два дирижера — Чэнь Хао и Тигран Ахназарян. Нынешний концерт двух оркестров и их дирижеров дал возможность сравнить качество подготовки музыкантов, профессиональный уровень их руководителей и навел на размышления о ситуации в Дальневосточном симфоническом оркестре, а так же о проблемах всей академической музыкальной культуры края.

ЧТО МОЖЕТ ДИРИЖЕР?

В многолетней истории Дальневосточного симфонического есть замечательные страницы. С оркестром выступали известные на всю страну дирижеры К. Элиасберг, Н. Рабинович, Н. Рахлин, Ю. Николаевский, Ф. Мансуров, Р. Матсов, М. Паверман, А. Дмитриев, А. Людмилин. Оркестр рос с ними на глазах. Многие годы его возглавлял Виктор Тиц, продолжая практику приглашения известных дирижеров на гастроли в Хабаровск. Он много сделал для оркестра, как в творческом, так и в организационном плане. Как значится в материалах Дальневосточной государственной библиотеки, «в 1991 г. В.Тиц ушел с оркестром из-под власти Хабаровской краевой филармонии. Оркестр стал самостоятельным творческим коллективом, финансируемым напрямую администрацией Хабаровского края. К этому поступку В. Тица побудили жажда свободы и независимости в осуществлении художественной политики, желание сбросить „кандалы“ потогонной филармонической системы, возможность самому формировать коллектив оркестра». Такой смелый шаг был во многом оправдан.

В настоящее время оркестр находится вновь в составе филармонии. Приглашают ли сейчас дирижеров такого высокого уровня в хабаровский оркестр, как раньше? Конечно же — нет!

После ухода из жизни Виктора Тица проводилось уже два конкурса на должность главного дирижера. В 2007 г. победил Илья Дербилов. Проработав с оркестром 4 года, в интервью газете «MK.RU» (от 8.07.2011) он сказал, что оркестр «…еле дышит, но сохранились традиции все-таки. Благодаря им и выживаем». А в 2012 г. «Вестям Хабаровска» он признался: «Год назад понял, что сейчас из меня мог бы получиться хороший второй дирижер в оркестре статусом выше, а возраст главного дирижера должен быть более солидным» («Прощальный концерт»). По итогам конкурса 2013 года на должность главного дирижера был назначен Тигран Ахназарян. Дирижер «более солидного возраста» у оркестра так и не появился.

И все-таки, интересно понять, а каким же «статусом» обладает ДВАСО накануне своего 80-летия? Ведь уже почти 5 лет он носит звание «академический»! Это почетное звание, как известно, присваивается коллективам за выдающиеся достижения в развитии исполнительского искусства, постоянно обогащающийся репертуар произведениями отечественной и мировой классики, наличие высококвалифицированного творческого состава, которому устанавливаются различные доплаты и преференции регионального характера.

РЕПЕРТУАР ИЛИ ПОППУРИ?

А между тем, значительная часть мирового симфонического репертуара Дальневосточным оркестром просто не исполняется. В афишах отсутствуют такие масштабные полотна, как, например, «Жизнь героя» или «Альпийская симфония» Рихарда Штрауса, «Ноктюрны», «Море» и «Образы» Дебюсси, «Вальс» и «Испанская рапсодия» Равеля, «Весна священная», «Пульчинелла» и симфонии Стравинского, «Концерт для оркестра» Бартока. Зритель лишен возможности услышать циклы из всех симфоний Брукнера, Малера, Прокофьева, Глазунова, Скрябина. Из 15-ти симфоний Шостаковича и 41-й симфонии Моцарта в репертуаре оркестра не более четырех.

Особая тема — отсутствие в Хабаровске профессионального академического хора, о необходимости создания которого еще на открытии в 2013 г. Первых Дальневосточных хоровых ассамблей говорил нынешний заместитель председателя правительства А. В. Федосов: «Мы подумаем о создании краевого хора». По причине отсутствия хора в филармонических концертах не исполняются оратории Вивальди, Гайдна, Баха, Генделя, «Немецкий реквием» Брамса, реквиемы Верди и Моцарта, «Кармина Бурана» Орфа, кантаты Танеева, Чайковского, Гречанинова, «Колокола», «Весна» и «Три русские песни» Рахманинова. В Хабаровске не звучит с участием хора целый ряд симфоний и ораторий Бетховена, Малера, Скрябина, Прокофьева, Шостаковича, Свиридова, 100-летний юбилей которого в 2015 году широко отмечается в России.

Перечисленный список впечатляет. А если на минуту предположить, что есть те, кто считает, что хабаровский слушатель к восприятию этой музыки еще не готов, то для чего тогда, простите, существует все эти годы Дальневосточный академический симфонический оркестр?

В репертуарной политике симфонического оркестра в настоящее время отдается предпочтение популярной классике, аккомпанементам солистов и приезжих оперных трупп, литературно-музыкальным композициям «по мотивам» балетных спектаклей «Чиполлино», «Щелкунчик», «Спящая красавица» и других «путеводителей по оркестру». Ребенок, впервые приходящий в филармонию — всегда более строгий слушатель! Ему необходимо предлагать наивысшее качество исполняемого произведения. Заигрывая «костюмированными представлениями», можно упустить целое поколение будущих слушателей, которые, услышав однажды другой оркестр, спросят: «Почему в хабаровском оркестре не звучала вся музыка Щелкунчика, а на сцене отсутствовали арфа и челеста»?

КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ

В современном симфоническом оркестре традиционно играет от 90 до 110 человек. Чтобы не нарушалось равновесие звучания в группах оркестра, количество струнных инструментов должно соответствовать тройному или четверному составу духовых и может насчитывать от 54–56 музыкантов и более. В Дальневосточном академическом — такое количество сейчас играет во всем оркестре. Для сравнения: Омский академический оркестр — 99 музыкантов, УАФО в Екатеринбурге — 105, в АСО Новосибирской филармонии их 110. В струнной группе соответственно 59, 62 и 67 музыкантов. Проблемы ДВАСО в комплектации у струнных дополняются проблемами у духовых. Как рассказывают музыканты, ощущается острая нехватка исполнителей, в частности, фаготов, труб, валторн. Еще свеж пример с поиском музыкантов для «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича. В интервью 6.05.2015 г. на GuberniaTV, главный дирижер Тигран Ахназарян, проработав с оркестром два сезона, с тревогой признался: «У нас кадровая проблема, у нас не хватает музыкантов, и я лично сам просил, чтобы из военных оркестров к нам присоединялись музыканты». В филармонии многие годы нет исполнителя на арфе и, наверное, перед каждым дирижером стоит нелегкий выбор: использовать ли вместо арфы электронное пианино или вообще не исполнять произведение, где есть этот инструмент. А он присутствует чуть ли не в половине мирового оркестрового репертуара.

В Хабаровской краевой филармонии функционируют еще два коллектива классической направленности: камерный оркестр «Серенада», в котором играют практически те же музыканты, что и в Дальневосточном симфоническом, а так же, превратившийся в квинтет — ансамбль камерной музыки «Глория». Сам же ДВАСО, скорее всего, находится между малым симфоническим и расширенным камерным оркестром.

Директор филармонии А. П. Емельянов давно и достаточно хорошо осведомлен о проблемах в оркестрах, но почему-то многие годы ни в филармонии, ни в Министерстве культуры Хабаровского края их не решают. Еще в 2013 году А. П. Емельянов говорил «Вестям» Хабаровска: «Со струнными сегодня у нас проблема существует по комплектации групп. Требуются новые силы, требуются новые музыканты». Однако не доводилось слышать, чтобы проводились официальные конкурсы на замещение вакантных должностей артистов оркестров. Пока складывается впечатление, что в Хабаровской филармонии не очень-то собираются в обозримом будущем укомплектовывать штаты, повышать зарплаты, выделять жилье, расширять репертуар, как бы ожидая, пока все проблемы «рассосутся» сами и Дальневосточный оркестр перестанет быть «академическим» по сути. Сегодня, видимо, важнее «растущие показатели», «самоокупаемость» и «неимоверная гордость» от проведения фестивалей, приглашений гастролирующих коллективов из Москвы и Санкт-Петербурга.

ПЬЕДЕСТАЛ ПОЧЕТА

В искусстве, спорте и других видах деятельности время формирования высокопрофессиональных коллективов по территориальному признаку уходит в прошлое, особенно в тех регионах, где ощущается нехватка своих квалифицированных кадров, к которым можно отнести и Хабаровский край. С появлением возможности услышать лучшие первоклассные оркестры и театральные постановки в интернете, приезжих «Солистов», «Виртуозов» или «Мариинку», все труднее удерживать своего зрителя прежним качеством.

Весьма показательным примером современного решения творческих и кадровых вопросов явилось открытие во Владивостоке Приморского театра оперы и балета. Появление в городе залов с прекрасной акустикой и создание в оперном театре великолепного симфонического оркестра позволили в течение короткого времени исполнить все 15 симфоний Д. Шостаковича и его оратории, симфонии и концерты С. Прокофьева, провести музыкальный марафон П. Чайковского со звездами мировой уровня, не говоря уж о театральных постановках, в которых участвуют солисты оперных театров мира. Деятельность Приморского театра оперы и балета стала объединяющим и генерирующим центром музыкального исполнительства и создала огромный задел в развитии культуры Приморья на десятилетия. Благодаря этому сегодня вновь возрождается и практически укомплектован другой оркестр Владивостока — Тихоокеанский симфонический оркестр Приморской краевой филармонии.

Наличие в столице любого федерального центра театра оперы и балета, симфонического оркестра, театра музыкальной комедии — это показатель благополучия, визитная карточка и своего рода — пьедестал почета. И Хабаровскому краю необходима реализация новых приоритетных проектов в области развития культуры, способных значительно оживить музыкальную жизнь региона, привлечь в край не только инвестиции, туристов, но и стабилизировать творческий климат, утолить кадровый дефицит. Этим проектом может стать появление в Хабаровске Театра оперы и балета, который будет располагать так необходимыми городу современными театральным и филармоническим залами. Создание новых рабочих мест для музыкантов оркестра, хора, вокалистов и танцоров театра позволит решить стратегический вопрос комплектования всех музыкальных коллективов Хабаровска, а так же педагогического состава ХГИИК (ректор С. Н. Скоринов) и других учебных заведений специалистами высокой квалификации, дав толчок для дальнейшего развития образования.

Идею строительства Театра оперы и балета в Хабаровске уже поддержали многие жители Хабаровского края, а так же выдающиеся певцы Елена Образцова, Владимир Галузин, Борис Стаценко, дирижеры Владимир Спиваков и Роман Моисеев, руководитель театра «Израильская Камерная опера» Рахель Каминкен-Напарина, оперный критик из Санкт-Петербурга Людмила Лаврова, директор музыкально-хоровой школы «Тополек» Елена Бряузова (г. Хабаровск), педагоги Детской хореографической школы г. Хабаровска, Дальневосточная ассоциация любителей хореографического искусства и др.

НА ОДНОМ КРЫЛЕ?

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 25.06.2015 № № 628 и 630 созданы территории опережающего социально-экономического развития «Хабаровск» и «Комсомольск». Общая сумма инвестиций составляет почти 50 млрд. рублей, планируется создать порядка 6,5 тыс. рабочих мест, поступления в бюджетную систему ориентировочно составят 16 млрд. рублей. «Мы в крае смотрим с надеждой на создание ТОР, считаем, что это реальный инструмент для развития территории», — сказал губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт. Но в документах ТОСЭР пока ничего не говорится о развитии культуры края, без которой сегодня невозможно развивать экономику любого региона, а тем более — Дальнего Востока.

В 20-е годы XX века «людей везли сюда работать, а не жить», но вовремя поняли, что «люди хотят и требуют настоящего музыкального искусства» (И. Батраченко. «ДВАСО: Страницы истории»). В 1926 г. в Хабаровском крае был создан театр оперетты, в 1927 г. появилась первая оперная труппа, а в 1936 г. — Дальневосточный симфонический оркестр. Чтобы в XXI веке люди оставались жить и работать на Дальнем Востоке, помимо инвестиций в экономику, необходимо вкладывать значительные средства в дальнейшее развитие культуры Хабаровского края и создание ее новых объектов. Думается, что в этом убеждать уже никого не требуется.

Не стоит уповать на нехватку бюджетного финансирования. Всегда есть возможность привлекать необходимые дополнительные средства из внебюджетных источников (фондов, грантов, федеральных программ, от спонсоров), создавать попечительские советы, как это делается во всем мире, сотрудничать с международными концертными агентствами. Этим просто надо заниматься! Надеемся, что настает пора принятия решений в области всей музыкальной культуры Хабаровского края и ей, наконец, будет уделено должное внимание со стороны Законодательной думы, правительства и лично губернатора Хабаровского края В. И. Шпорта.

Валентина Кудряшова

«Молодой дальневосточник» № 31. 5 — 12 августа 2015 г.

Хабаровская краевая филармония. Директор А.П.Емельянов

vkfbt@g+ljpermalink

Комментарии

  1. Михаил Александрович, Хабаровск, 07 августа 2015:

    Со многим из статьи можно согласиться, что касается проблем. Как говорится, против фактов не попрешь. И с тем, что после ухода И.Дербилова не было исполнено ни одной кантаты, и с отсутствием своего, филармонического или городского, хора, и многим многим другим. Только все упирается в кадры, а решение кадровой проблемы, как представляется - в средства. Точнее, в их отсутствие у города и края. В связи с этим предлагаемые решения проблемы напоминают мечты васюкинцев: мол, построим оперный театр, понаедут артисты - певцы, музыканты, хор, и будут они в свободное от театра время играть и петь в ансамблях и хорах. Бесплатно, наверное. На мой взгляд, сравнение хабаровской деревни с промышленным Приморьем некорректно. Для примера возьмем большой спорт. Было у нас 4 больших команды в 4-х видах - футбол, хоккей с мячом, хоккей с шайбой, волейбол женский (перечисляю в порядке популярности). Последняя команда приказала долго жить, остальные конкурируют за спонсоров. Возможно, мало кому нужных шайбистов не разгоняют потому, что не знают, что потом делать с Платинум-ареной. Хотя, если бы их деньги да хоккеистам-мячистам да футболистам, то глядишь, первые стали бы чемпионами страны, а вторые - вышли бы на самый верх. Но пока есть так, как есть. Ну нет в Хабаровске Газпрома, Роснефти, Магнитки, РЖД и т.п., а есть только филиалы некоторых из них. А местный бизнес серьезных прибылей не имеет. Но вернемся к теме. Конечно, если претендовать всерьез на статус столицы, хотя бы региональной, то нужны и оперный театр, и академический хор, и симфонический оркестр из 100 музыкантов. Но для этого нужно, чтобы серьезные люди из власти и бизнеса собрались и обсудили этот вопрос, да и сказали людям, можно это сделать в Хабаровске или нет. Я сомневаюсь, но вдруг автор права, и васюкинские надежды сбудутся? И, в заключение, выскажу предположение о том, что статья - не анализ того, что у нас есть, а контентрат проблем. А хорошего в филармонии гораздо больше, но об этом можно говорить отдельно.

    • Ярослав. Хабаровск, 08 августа 2015:

      Хорошая статья! Проблемы действительно все сконцентрированы, но предлагаются и решения. В Хабаровском крае существуют крупные производства: ОАО «Полиметалл» является одной из крупнейших компаний по добыче драгоценных металлов, авиа, нефтеперерабатывающий и судостроительные заводы и многие другие предприятия. Газпром, Роснефть, РЖД - это общероссийские компании и они присутствуют везде, в т.ч. и в Хабаровском крае. Если говорить о Приморье, то оперный театр во Владивостоке имеет Попечительный совет в который входят Губернатор, Вице-премьер Правительства РФ, ВТБ, Газпром, Транаэро и др. В Хабаровском крае есть свои экономические преимущества и есть желание создавать. Арену Ерофей построили на бюджетные средства Хабаровского края. Очень хороший пример в аналогии с 20-ми годами. Каждый раз, когда на ДВ приглашают рабочие кадры, нужно думать о развитии спорта, образования, здравоохранения и культуры. Артисты, врачи, педагоги сами не "понаедут". ДВАСО - это бренд края. Он должен представлять край, но не так, как это было в Санкт-Петербурге, где в ДВАСО играли музыканты из оркестров СПб. Музыкантов необходимо приглашать на работу в Хабаровск, а уровень коллектива должен реально соответствовать лучшим мировым оркестрам. Создание театра оперы и балета - это наивысший показатель благополучия региона, новые рабочие места, инвестиции. Автор правильно поставил вопрос, что в культуру нужно вкладывать средства так же, как и в развитие предприятий. Для артистов должны создаваться условия, как и для работников всех сфер деятельности. Хабаровск не претендует на статус столицы Дальнего Востока, а столицей является! Столице ДВ нужны и оперный театр, и академический хор, и хороший симфонический оркестр из 100 музыкантов. Хватит обсуждать очевидные вещи, нужно реализовывать новые проекты, а не ждать, пока кто-то скажет - можно или нельзя, а Владивосток заберет статус столицы. www.youtube.com -интервью автора статьи на радио ВОСТОК РОССИИ

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору