«Триада» инструментальных концертов композитора Антона НИКОНОВА

Добавлено 13 января 2015 Дмитрий Афанасьев

Уходящий 2014 год был весьма плодотворен в творческой мастерской молодого талантливого пианиста и композитора из г. Ульяновска — Антона НИКОНОВА.

Удача эта связана с его исполнительской деятельностью в качестве пропагандиста отечественной музыки композиторов ХХ века, а также с активной композиторской работой, более подробный разговор о которой поедет в сегодняшнем анализе творчества молодого автора.

Среди многочисленных работ, созданных за период 2014 года, следует отметить, невероятную тягу автора к жанру — инструментального концерта. За указанный выше период композитор написал пять концертов для различных солирующих инструментов в сопровождении оркестра. Два из которых уже были в работе на протяжении нескольких лет, а вот последующие три родились непосредственно в этот период.

В так называемую, по моему мнению, «триаду» входят концерты: для фортепиано «Октавный концерт», для малой домры с оркестром № 2 и для готово — выборного баяна. Все эти концерты имеют одночастную структуру построения. С преобладанием формы свободной сонаты. Поражает скорость написания каждого из концертов. Так «Октавный концерт» для фортепиано с оркестром был написан всего за 4 дня июня. В эти дни была окончательно завершена партитура для большого симфонического оркестра, с расширенной группой ударных инструментов, а также авторское переложение в виде клавира для двух фортепиано.

Оригинальность замысла поражает своей находчивостью и смелостью. Трактуя рояль лишь как инструмент грандиозно — массивных пассажей в виде октавной техники, автор не боится банальной навязчивости. Отказ от нарочитой бравурности в мелкой технике, связан на мой взгляд с личной природой пианизма автора. С другой стороны, это уникальность авторского мышления в русле унисонного однообразия, в буквальном смысле — учетверение одноголосного изложения, что придает этой музыке несокрушимую уверенность в звукоизвлечении на инструменте. Но я бы назвал эту работу лишь только началом скоростных оборотов.

Совершенно не замышлявший новых работ, композитор в сентябре с молниеносной скоростью создает концерт № 2 для малой домры с оркестром русских народных инструментов. И это в момент напряженных и долгосрочных репетиций Первого домрового концерта, премьера которого готовилась в Ульяновске. Так же, как и «октавный», «второй» — создавался чуть меньше недели. Посвящен второй концерт, как и первый — Марии САХНОВОЙ. Эпической кульминацией триады, я с полной уверенностью хочу считать концерт для готово — выборного баяна с оркестром, посвященный и написанный специально для выдающегося исполнителя — виртуоза Ульяновской области — Ивана КРАЙНИКА. Грандиозность этого сочинения заключается в том, что оно написано за один день! По современным меркам времени создания это просто космическая скорость написания. По задумке автора баянный концерт должен иметь две оркестровки, первая из которых для оркестра русских народных инструментов, а вторая для струнного симфонического оркестра.

Все эти три концерта имеют ярко выраженный авторский подчерк, опирающийся с одной стороны на черты минимализма, с другой на примитивизм гармонического плана. Обилие поступенных «шагающих» басов, приводящих к банальности аккомпанемента. Но также все эти признаки можно считать настойчивым авторским письмом, не боящимся жесткой критической оценки, и недовольства со стороны коллег, профессиональных композиторов. С художественной точки зрения все три концерта описывают образ героической борьбы, либо тяжелых, мятежных сугубо личных переживаний, нередко завершающихся трагическим финалом.

Ладовый план триады — неисправимый минор. Со стороны тонального плана следует отметить во всех трех концертах далекие модуляционные финалы, без укрепления основной тональности, что предает некий образ безвозвратности. С уверенностью можно сказать что солирующий инструмент в концертах ведёт доминантно — главенствующую роль.

Во всех трех концертах преобладают большие по объему и художественной содержательности оригинальные авторские каденции, с упором, на воспоминания ранее услышанных тем. В общем следует отметить преобладание психоэмоциональных образов, нежели виртуозное, техническое звукописьмо.

Подводя итог обзорному анализу вышеупомянутых сочинений, следует отметить преемственность и сохранение традиций великих предшественников, особенно в «октавном концерте» невольно связанным с именем Ференца ЛИСТА, и отдельными интонационными сходствами с Сергеем ПРОКОФЬЕВЫМ. С другой стороны, оригинально находчивый тематизм, преобладающий в виде запоминающегося мелодического материала, на фоне незатейливой гармонии. Мелодия в творчестве композитора, занимает всегда главенствующее начало. Этот принцип, может быть близко связан с музыкой РАХМАНИНОВА, считавшим, мелодию — душой музыки.

Дм. Афанасьев

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору