В Санкт-Петербургской филармонии исполнят музыку революции

Добавлено 15 ноября 2017

Большой зал Санкт-Петербургской филармонии, Санкт-Петербургская академическая филармония

«Музыка революции: два цвета времени», Большой зал Санкт-Петербургской филармонии, 19 ноября

Слова Александра Блока «Всем телом, всем сердцем слушайте музыку революции» стали своего рода эпиграфом для шести концертов нового абонемента Большого зала Санкт-Петербургской филармонии «Музыка революции: два цвета времени». Каждый концерт — попытка диалога «красного» с «белым», в котором Шостакович соседствует со Скрябиным, Шиллингер с Задерацким. А если учитывать, что биографии композиторов включают в себя и «белые», и «красные» страницы…

Автор знаменитого марша «Прощание славянки» Василий Агапкин послужил и «красным», и «белым». Фото: wikipedia.org

Тот же Всеволод Задерацкий сначала был учителем цесаревича Алексея, затем повоевал у белых, перешел к красным, и пойди разбери, конармии генерала Мамонтова или Буденного посвящена его симфоническая поэма.

Первый концерт Рахманинова для фортепиано с оркестром, открывший программу абонемента, прозвучал в поздней редакции — ноября 1917 года. Она драматичнее других. А уж соседство с прозвучавшей во втором отделении кантатой Сергея Прокофьева «К 20-летию Октября», написанной аккурат в 1937 году (как раз это время бесследно исчезали многие друзья Прокофьева) и вовсе увеличивает напряжение музыкального события.

Песни революции и Гражданской войны прозвучат на концертах абонемента в их первоначальном варианте. И окажется, что «Смело мы в бой пойдем» вовсе не «за власть Советов», а «за Русь святую» — так было изначально. Концерт дает возможность возращения к первым смыслам.

Прозвучат и знаменитые марши, «перелицованные» или написанные композиторами, которые были и у белых, и у красных. Автор знаменитого «Прощания славянки» Василий Агапкин, который сначала служил у «белых», а потом возглавил первый оркестр НКВД, и, кстати, дирижировал знаменитым парадом на Красной площади 7 ноября 1941 года.

— Если закрыть глаза и слушать стихи Есенина, Цветаевой, Набокова в программе поэтического вечера абонемента, то по драматичности «красное» от «белого» не отличить, — рассказывает автор абонемента и ведущая всех концертов, доктор исторических наук Юлия Кантор.

Абонемент Санкт-Петербургской филармонии, посвященный 100-летию революции, единственный в стране показывает отражение огромного исторического переворота в музыке. — Мы любим повторять «Когда нет слов, начинается музыка», — говорит Юлия Кантор. — Но революция как раз то событие, чувства по поводу которого часто вернее слов.

Кстати

Стихия «красного», советского, может быть, лучше всего представлена в кантате Сергея Прокофьева «К 20-ю летию Октября». В качестве основы для нее композитор использовал тексты Маркса, Ленина и Сталина. И хоть он справился с задачами эстетизации идей, его творческие решения вызывали сомнения у контролеров за искусством. Его музыка была признана «непонятной», и кантата прозвучала только в 1966 году.

Источник: rg.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2018 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору