В Воронеже прозвучат лучшие виолончельные концерты

Добавлено 02 июня 2014

Зал Воронежской филармонии, Музей им. Рериха

На IV Платоновском фестивале в Воронеже выступит выдающийся виолончелист Марио Брунелло. О программе его концерта и о том, как научиться понимать академическую музыку, для читателей «РГ» рассказал народный артист России, завкафедрой виолончели, контрабаса и арфы Российской академии музыки имени Гнесиных профессор Владимир Тонха:

— Марио Брунелло — один из наиболее востребованных итальянских виолончелистов. Лучшей рекомендацией ему служит победа на конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве в 1986 году (там он разделил первое место с Кириллом Родиным), после которой исполнительская карьера Брунелло вышла на международный уровень. В России он достаточно известен, так как приезжает на фестивали, организуемые Юрием Башметом. Много гастролирует и в других странах. Хорошо, что он играет у нас не только в Москве. В России чувствуется определенный голод публики, запрос на качественную академическую музыку, ведь филармонии несколько сократили свои «серьезные» программы под предлогом того, что «народ не ходит». Но как он будет ходить, если его не информировать? Сегодня, чтобы собрать полный зал, уже недостаточно по старинке вывесить афишу и дать объявление на радио или телевидении. Нужно воспитание публики. Впрочем, это отдельный разговор.

Что касается программы выступления Брунелло на Платоновском фестивале, то концерт Шумана — вершина виолончельного репертуара, одно из самых трудных произведений для этого инструмента. Концерт Мясковского — один из лучших советских виолончельных концертов, его также играют многие музыканты. Эта музыка очень «русская» по духу — хотя и не построена на буквальном использовании фольклора.

По всей видимости, Марио Брунелло можно назвать представителем западной исполнительской школы. Хотя сейчас европейская традиция исполнительства во многом интегрировалась с советской: многие из наших прекрасных солистов и педагогов уехали за границу и воспитали там целую плеяду музыкантов. Виолончелисты Борис Пергаментщиков и Давид Герингас, скрипач Захар Брон — я привожу для примера лишь некоторых педагогов. Конечно, советская, русская исполнительская школа — самая сильная в мире. И то, что власти разрушают ее неумными постановлениями, — настоящая трагедия. Правда, в настоящее время процесс эмиграции лучших музыкантов замедлился, поскольку за границей, особенно в Германии, наших специалистов масса, и новых принимают уже не столь охотно.

Рад, что в Воронеже проводят такое празднество, как Платоновский фестиваль. Ведь имя Андрея Платонова, чьи произведения давно разрешены и оценены по достоинству, к сожалению, звучит в нашем обществе не так часто, как хотелось бы. А ведь он по праву входит в число ведущих писателей ХХ века. В России с Платоновым сравнятся не многие — хотя замечательными прозаиками были и Булгаков, и Набоков, и Бабель, и обожаемый мной Зощенко, который тоже выработал особенный по стилю русский язык, близкий, мне кажется, языку платоновскому. Подобным же образом оказался в тени Александр Твардовский, столь много сделавший для русской литературы (неужели его задвинули на второй план только за членство в КПСС?). Никому, подчеркиваю, никому из наших писателей и поэтов не удалось создать образ национального героя, который бы сравнился по масштабу и всеохватности с Василием Теркиным. Неплохо было бы назвать и в его честь пусть не фестиваль, но какое-нибудь постоянное мероприятие в области искусства — например, на смоленской земле…

Как научиться понимать академическую музыку? Больше слушать. Часто для людей оказываются более понятными программные сочинения, произведения с национальным колоритом, которые есть, скажем, у Бородина, Мусоргского, Чайковского… Магнетическим воздействием на слушателя обладает такой композитор, как Иоганн Себастьян Бах.

Но, безусловно, воспитание публики — очень кропотливый и каждодневный труд, требующий от организаторов не только таланта, но и большой ответственности, честности и прилежания. Это касается и директоров филармоний, и лекторов, которые могут выступать перед концертами, и, конечно, самих исполнителей. Поделюсь своим опытом. Я часто играю в московском музее Рериха — зал всегда полон, даже дополнительные стулья ставят. Для этого цикла «Пять столетий» я уже 13 лет на свои деньги печатаю абонемент, договариваюсь с теми, кто распространяет его по музыкальным школам, даю объявления на радио. Если есть желание, способы найдутся.

Текст: Татьяна Ткачева
http://www.rg.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору