Предстоящие мероприятия













Санкт-Петербург
21 декабря 2016

Читайте на эту же тему






В Екатеринбурге завершился IV Симфонический форум России

Добавлено 10 октября 2016 pr

Тюменская филармония, Свердловская филармония, Зал Свердловской филармонии, Капелла Санкт-Петербурга, СКОР, Новосибирская филармония, Музыкальный фестиваль «Crescendo», Московская академическая филармония, Денис Мацуев (фортепиано)

Одно из тех культурных событий, которые позволяют чувствовать пульс времени.
В. Р. Мединский,
министр культуры РФ

Праздник, который объединяет всех снова и снова, является центром притяжения и катализатором творческих и менеджерских процессов.
А. А. Шалашов,
президент Союза концертных организаций России

С 30 сентября по 7 октября столица Уральского региона принимала отечественные симфонические коллективы. Четвертый Симфонический форум собрал 700 артистов и менеджеров из 25 регионов России, объединил тысячи слушателей Большого концертного зала и зрителей прямых трансляций по всей России. Интернет-площадками Форума, наряду с Виртуальным концертным залом Свердловской филармонии, стали ресурсы Московской филармонии и Министерства культуры РФ. Прямые новостные включения в эфире радио «Орфей» представили события «симфонической Мекки России», как обозначил Форум директор Свердловской филармонии Александр Колотурский, радиослушателям из разных регионов нашей страны.

Симфонический форум России в Екатеринбурге состоялся благодаря поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Губернатора Свердловской области. Организаторами являлись Союз концертных организаций России (СКОР) и Свердловская филармония.

К 80-летию Уральского филармонического оркестра

В 2016 году Симфонический форум России был приурочен к 80-летию ведущего творческого коллектива Свердловской филармонии — Уральского академического филармонического оркестра. Именно ему, на правах хозяина, было доверено открывать и закрывать форум, представляя главные сюжетные линии этого симфонического «саммита». Так, на первом концерте Уральский филармонический под управлением Дмитрия Лисса дал старт своего рода «триптиху» из симфоний Д. Д. Шостаковича и совместно с Симфонических хором Свердловской филармонии открыл кантатно-ораториальную составляющую Форума.

Маэстро Франк Берман, приглашенный за пульт Уральского филармонического в финальной программе Форума, отметил эмоциональность и открытость оркестра. По вкусу ему пришлась и сама идея Симфонического форума: «интересно было бы сделать подобное в Германии, где в небольших городах так много хороших оркестров».

Новосибирский академический симфонический оркестр — дебютант Форума

Все шесть лет существования Симфонического форума уральские меломаны мечтали услышать, а Свердловская филармония — принять уважаемый коллектив. Однако его востребованность настолько высока, что только к четвертому Форуму планы организаторов и возможности одного из российских региональных лидеров совпали. Итогом такого «долгого пути» друг к другу стало выступление Новосибирского симфонического оркестра под управлением Гинтараса Ринкявичуса со сложнейшей программой и прекрасным ее воплощением.

Всероссийская премьера Тюменского государственного симфонического оркестра

Самый молодой симфонический представитель регионов России, созданный всего год назад, по словам директора Тюменской филармонии Михаила Бирмана, «вполне конкурентоспособен с московскими грантовыми оркестрами». «Крестным отцом» коллектива стал пианист Денис Мацуев, пригласивший его для участия в своих фестивалях, включая Crescendo. Тюменская публика, ждавшая появления оркестра долгие 10 лет, предоставила ему невероятный кредит доверия, раскупив симфонические абонементы задолго до первого концерта. В Екатеринбурге «боевое крещение» коллектива, возглавляемого Евгением Шестковым, продолжилось выступлением в окружении мэтров.

Впервые участниками Форума стали симфонические капеллы под управлением Валерия Полянского и Владислава Чернушенко

Концерты ведущих столичных коллективов, где гармонично сосуществуют оркестр и хор, прошли в рамках программы Министерства культуры Российской Федерации «Всероссийские филармонические сезоны».

Валерий Полянский, выступавший с Государственной академической симфонической капеллой России в зале филармонии 15 лет назад, до сих пор помнит какая в Екатеринбурге взыскательная публика. «Строгим» слушателям маэстро преподнес «Свадебку» Стравинского в том варианте, в каком она была задумана автором — с использованием цимбал: «Считаю, что безграмотно делать по-другому. Никому же не приходит в голову взять и прилепить что-то к Успенскому собору или дорисовать что-то в картине Рафаэля… В музыке то же самое». Авторская версия «Свадебки», звучавшая на Форуме, исполнялась в России в третий раз.

Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга в Свердловскую филармонию приезжала в далекие девяностые. Не удивительно, что творческая встреча с ее художественным руководителем Владиславом Чернушенко длилась почти столько же, сколько продолжался концерт. Маэстро объяснил это просто: «в хоровых коллективах есть потребность души». Он уверен, что «хоровое творчество в России начинает возрождаться, пробиваясь, как трава сквозь асфальт» и когда-нибудь «наступит время, когда Россия вернет себе титул самой певучей державы мира». Он так же выразил мысль, что будущее — за любительскими хорами, которые будут возрождать отечественные певческие традиции. Директору Свердловской филармонии Александру Колотурскому это мнение очень близко. Способствуя развитию профессионального искусства, он также намерен «взять под крыло» любительские коллективы, считая, что самовыражение в классическом искусстве непременно приведет слушателя в концертный зал.

Российская премьера «Lux aeterna» екатеринбургского автора Ольги Викторовой

Необычное произведение, где в звуке воплощена графика жестов дирижера, принесло композитору Ольге Викторовой Гран при конкурса European Composer Award (2012). А написано оно было специально для выступления Уральского молодежного симфонического оркестра на фестивале Young Euro Classic в Берлине.

Молодежный оркестр Свердловской филармонии под руководством маэстро Энхэ, участвовавший в программе Форума наравне с «взрослыми» коллективами, высоко оценили гости и участники. Гость Форума немецкий дирижер Франк Берман отметил огромный потенциал оркестра «не только технический, но прежде всего, их личностный, эмоциональный».

Новый формат off-программы

Три из шести коллективов-участников Форума обратились в своих программах к творчеству Дмитрия Шостаковича. Тройная трансляция (sgaf.ru — meloman.ru — культура.рф) этих концертов — дань памяти композитору, 110-летие со дня рождения которого отмечается в 2016 году. Одно их знаковых произведений Шостаковича — легендарная Седьмая симфония — «прозвучала» в киноверсии. Новый для Форума формат кинобеседы прошел тестирование в образовательных учреждениях Екатеринбурга, где состоялись показы нового публицистического фильма «Ленинград. Номер семь».

Еще одна юбилейная дата — 125-летие со дня рождения Сергея Прокофьева, нашла отклик в концертных программах, и была представлена в киноварианте. Прокофьевские «саундтреки» и легендарный фильм «Александр Невский» — экскурс в киномузыку советского периода, состоявшийся при участии Свердловского областного фильмофонда, особенно актуален в Год российского кино.

Визуально прокофьевскую тему усилил выставочный проект «История Прокофьева», подготовленный Всероссийским музейным объединением музыкальной культуры им. М. И. Глинки. Участники и гости Форума, а также слушатели концертов могли окунуться в «пространство Прокофьева», созданное в Малом фойе Свердловской филармонии.

Новые темы для обсуждений

Форум — это не только симфонические концерты, не только общение музыкантов и публики. Это общение представителей профессионального сообщества: менеджеров российских филармоний и симфонических оркестров. Под эгидой Союза концертных организаций России в рамках Форума состоялся семинар, на котором были подведены итоги деятельности симфонических оркестров в 2015 году, обсуждалась необходимость разработки положения о творческих коллективах. В ситуации, когда симфонические коллективы находятся в различных условиях (численность, фонд оплаты труда, средства, выделяемые на гастрольную деятельность и приобретение инструментов, количество представленных программ и т. д.), был поставлен вопрос о необходимости введения категорийности коллективов, что в дальнейшем позволит руководителям оркестров выстраивать и отношения с учредителями, и вести текущую деятельность, равняясь на критерии, определенные той или иной категорией. Эти меры, по мнению инициаторов, должны привести к развитию системы единого планирования, созданию единого концертного пространства.

Президент СКОР Алексей Шалашов подытожил выступления, посвященные деятельности оркестров, «раскрыв» рецепт успеха филармонической работы: «делать что-то по-настоящему красивое, то, что привлекает людей, цепляет их. И тогда все будет в порядке, не будет кризиса. А для этого нужен свой творческий, талантливый продукт. В каждой филармонии нужен хороший оркестр, к которому придут и хорошие дирижеры, и хорошие солисты».

Также в программе семинара поднимались вопросы существования концертных организаций и творческих коллективов в современном информационном пространстве, на конкретных примерах обсуждалось использование PR-технологий, шла речь о месте музыкальной журналистики и музыкальной критики в концертной деятельности. В работе семинара приняли участие известные российские музыкальные критики Юлия Бедерова, Лариса Барыкина, Ярослав Тимофеев, Ольга Русанова.

Симфонический форум России в Екатеринбурге: итоги и перспективы

Интерес публики, представителей профессионального сообщества, музыкальных критиков и журналистов вновь подтвердил востребованность того формата, который был найден в 2010 году. Уже сегодня понятно, что V Симфоническому форум России быть! В самое ближайшее время организаторы объявят тему и сроки проведения Форума. Прием заявок на участие уже стартовал.

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору