Влюбленный в музыку

Добавлено 08 января 2013 Olga

Даниил Трифонов (композитор, фортепиано)

Спустя полтора года после конкурса Чайковского 2011 года в Москве играл золотой медалист и любимец публики Даниил Трифонов. Концерт проходил на фестивале «Декабрьские вечера» в Музее изобразительных искусств имени Пушкина в декабре 2012 года.

Программа была сложная и ответственная. Соната Скрябина №2, соч. 19. Она создавалась композитором в 1892-97 годы в Италии и Крыму и навеяна картинами моря. За это произведение Скрябин получил премию имени М.Глинки. Впервые она была сыграна в Париже в 1896 году автором. В письме Скрябин писал: «Я так люблю море и так стремлюсь к нему. Вот где простор, и, не говоря уже о бесконечности красок и форм». Трифонов играл сонату очень вдохновенно, легко, воздушно, как бы находясь на волнах или качаясь в лодке. Вспоминается другая «водная стихия», а именно «Баркарола» Шопена, которую Трифонов играл на конкурсе Чайковского и поразил всех. Было ощущение водной стихии, особенно во второй части сонаты Скрябина. Как и хотел автор – «бесконечные краски» и звуковые волны, и полное слияние с образами сонаты.


Затем были сыграны выдающиеся произведения романтической эпохи: соната Листа си минор и 24 прелюдии Шопена. По своему складу Трифонов романтик, влюблённый в музыку, причём не важно, что пианист играет, он любит сам процесс исполнения. А романтическая музыка для него – родная стихия. Прелюдии Шопена сверкали как бриллианты – нежные, волнующие и глубокие. Была какая-то гармония в этом. Легато было бесподобным, звук мягкий, но с рокочущими басами. Весь цикл был сыгран на одном дыхании, это не были просто отдельные пьесы, а поток любовных признаний и волны чувственных объятий. Перекличка с сонатой Скрябина несомненна. А монстр – сонату Листа пианист пытался укротить, но ещё не всё удалось. Хотя темп и звуковая палитра были хороши, но пианисту надо ещё вжиться в эти листовские глубины. Но надо отметить, что заключительная фуга в сонате была сыграна очень мощно. По своей природе Трифонов светлый лирик и в трагедийность сонаты ему ещё предстоит проникнуть. Для него характерно гармоничное восприятие музыки. И, к счастью, Трифонов не бегает по клавишам с неудержимой энергией, как многие новомодные исполнители, он не стремится к спортивным успехам на фортепиано. Главное для него авторский замысел, и он стремится донести его к слушателям с почитанием и любовью. Какое редкое качество у молодого пианиста. Этим он выделялся на конкурсе, и это осталось его доминантой! Программа концерта была очень хорошо выстроена: от нежного Скрябина через мощного Листа к лучезарному Шопену. И исполнение так и шло по нарастанию совершенства! Бисы пианиста были разнообразные: романтическое «Посвящение» Шумана-Листа (тонко сыгранное), затем «Гавот» Баха-Рахманинова – изящный и шаловливый.

А в заключение - феерическая транскрипция Гвидо Агости (известный итальянский пианист и педагог) отрывка из «Жар-птицы» Стравинского – «Поганый пляс кащеева царства». Сложнейшая пьеса! Это был какой-то взрыв страстей и неудержимой энергии. Трифонов - блестящий и глубокий исполнитель, концертирует по всему миру, но странно, что в Москве играет редко. Тем более ценна инициатива музея, который пригласил выступить яркого и самобытного пианиста. Ждём новых встреч с замечательным талантом.
Я.Коваленский
Фотографии с сайта www.daniiltrifonov.ru/
Статья взята с сайта "Музыкальный клондайк"

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору