Предстоящие мероприятия







Читайте на эту же тему






Всемирно известный дирижёр Зубин Мета побывал на Байкале

Добавлено 17 сентября 2014

Иркутская филармония, Денис Мацуев (фортепиано)

«Я вырос на русской музыке»

Фестиваль академической музыки «Звёзды на Байкале» в этом году взял новую высоту – 14 и 15 сентября в музыкальном театре имени Загурского состоялись два концерта с участием Израильского филармонического оркестра под руководством Зубина Меты. Иркутск стал первым российским городом после Москвы и Санкт-Петербурга, где выступил легендарный дирижёр. Кроме репетиций и концертов маэстро успел окунуться в Байкал, пообщаться с журналистами и дать небольшое интервью нашему изданию.

На репетициях маэстро обращается к музыкантам по-английски. В интернациональном составе Израильского филармонического оркестра много бывших советских граждан
Автор фото: Мария Ковальская

Зубин Мета – звезда первой величины в мире классической музыки. Будущий дирижёр родился в 1936 году в Бомбее, где начал заниматься музыкой под руководством отца – скрипача и дирижёра. Отец, по его словам, был главной, самой влиятельной фигурой в его жизни до отъезда в Вену. Именно отцовская увлечённость не оставила Зубину выбора – он впитал любовь к музыке с детства, музыка окружала его с самого рождения. В восемнадцать лет Зубин Мета покинул Бомбей и, хотя был хорошо знаком со многими произведениями, впервые услышал симфонический оркестр живьём. «Казалось, что мои уши взрываются», – вспоминает маэстро первую встречу с Венским филармоническим.


В двадцать три он дебютировал как симфонический дирижёр, в двадцать пять, после нескольких блестящих выступлений с Филармоническим оркестром Лос-Анджелеса, был назначен его художественным руководителем, став самым молодым дирижёром, которому был доверен один из лучших оркестров мира, одновременно возглавив Симфонический оркестр Монреаля, в тридцать лет стал автором собственной биографии.


В Иркутске Израильский филармонический оркестр, который сейчас возглавляет Зубин Мета, отыграл два концерта в рамках IX Международного фестиваля академической музыки «Звёзды на Байкале». Иркутская публика услышала Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Брамса, симфоническую поэму «Жизнь героя» Штрауса. Солировал народный артист России и художественный руководитель фестиваля «Звёзды на Байкале» Денис Мацуев. Именно он пригласил маэстро выступить в Сибири.


– Мы задумали это два года назад, и я счастлив за нашу публику, которая будет слушать эти два концерта, – сказал на пресс-конференции накануне выступлений Денис Мацуев. – Сегодняшняя репетиция была настолько возвышенная, настолько необычная. Всегда говорю, что с маэстро Метой можно делать абсолютно непредсказуемые, не-ожиданные вещи, импровизации даже в очень популярных концертах, которые мы уже играли, – Первый концерт Чайковского знают все, но даже на этой репетиции открывались новые глубины.


Новые – байкальские – глубины открыл для себя и маэстро, который после бани окунулся в воды озера.


– Здравствуйте, очень приятно, – приветствовал он журналистов по-русски, прежде чем поделиться впечатлениями о Байкале. – Я на-деюсь, что наш концерт будет большой успех. О’кей? – и, с улыбкой переходя на английский, добавил: – Это весь мой русский репертуар. Я вырос в Бомбее, наш дом выходил прямо на берег Индийского океана, где я купался мальчишкой. Теперь я живу в Калифорнии и Израиле, но уже много лет не плавал ни в океане, ни в Средиземном море. Вчерашнее погружение в Байкал было настоящим шоком. Потрясла не только температура, но и сам факт, что я оказался глубоко в воде. Почувствовал себя как дома. Ныряя, я попробовал воду на вкус, она была очень приятной.


Приглашение Дениса я принял не раздумывая. Мы играли по всей Европе как с Израильским филармоническим оркестром, так и с другими музыкантами, я буду очень рад стоять сегодня вечером на вашей сцене рядом с Денисом. В моём оркестре много эмигрантов из Советского Союза, в основном из западной части страны, они тоже счастливы побывать здесь. Для нас это приключение, мы не знали, чего ожидать. Всё, что мы знали о Сибири, – что зимой много снега, так что здорово побывать здесь осенью.


О Байкале, самом глубоком и чистом озере планеты, маэстро узнал ещё школьником. Он сказал, что вообще любит бывать в России, впервые он приехал в Советский Союз в 1962 году с Монреальским симфоническим оркестром, выступив в Москве, Ленинграде и Киеве.


– Сибирь была незнакомой, поэтому мы так хотели тут побывать. На Байкале я попробовал лучшие блины в моей жизни! А сметана, а омуль! – восхищался маэстро. – Однажды мы надеемся поехать в полноценный тур по всей России, посетить как можно больше городов.


Зубин Мета – настоящий человек мира: он чувствует себя как дома в разных странах и на разных материках.


– В 18 лет я покинул родной Бомбей и отправился в Вену, где прожил семь лет. Вена всегда будет для меня вторым домом. Потом я переехал в Лос-Анджелес, и сейчас официально мой дом там, хотя я там больше не работаю. С 1969 года я дирижирую Израильским филармоническим оркестром, так что в Тель-Авиве тоже чувствую себя прекрасно. Но когда самолёт приземляется в Бомбее, я чувствую, что вернулся домой.


Много лет я прожил в Канаде. Краски осеннего леса по дороге на Байкал напомнили мне о ней.


Маэстро говорит, что вырос на русской музыке.


– Мой отец играл в струнном квартете в Бомбее Чайковского и других русских композиторов. В Вене я ходил на русские оперы. Великие музыканты, с которыми мне посчастливилось работать, как сейчас с Денисом, всегда играют концерты Чайковского и Рахманинова, так что я знаю не меньше пятидесяти версий, – улыбается дирижёр. – И, конечно, следующее поколение – Стравинский, Прокофьев и другие – это часть нашего репертуара. Когда в 1962 году мы приехали в СССР с Монреальским симфоническим оркестром, я привёз симфонию Стравинского в трёх частях. Мы не знали, что это было первое исполнение той вещи в России. Маэстро Кондрашин пришёл с небольшим магнитофоном, чтобы записать выступление. Всю жизнь мне невероятно везло выступать с лучшими русскими музыкантами – Ойстрахом, Ростроповичем, Гилельсом. А теперь и с Денисом Мацуевым, который представляет новое поколение.


Музыка, которая отсутствует в репертуаре Израильского филармонического оркестра, – произведения Вагнера.

«Когда в Иркутске появится новый концертный зал, мы приедем снова», – обещает маэстро
Автор фото: Мария Ковальская

– Среди наших гостей всё ещё есть люди, которых принуждали слушать Вагнера в концентрационных лагерях. Музыка – эмоционально сильный язык. Слышать музыку композитора, которого превозносили нацисты, для людей, всё ещё носящих лагерные номера на руках, очень тяжело. Из уважения к ним мы Вагнера не играем. Но, возможно, будем когда-нибудь позже.


Музыкальный посол Израиля в арабском мире Зубин Мета хотел бы, чтобы Израильский филармонический выступил в арабских странах, но пока этого не произошло.


– Однажды, будь на то воля Аллаха, мы сыграем в Египте, Иордании и Омане. Король Иордании лично приглашал филармонический оркестр, однако пока, в текущей политической ситуации, наше выступление не состоялось. Но мы будем стараться.


Я уверен, нельзя недооценивать силу музыки. Значительную часть года мы проводим на Ближнем Востоке. На наших концертах порой евреи и арабы сидят рядом. Конечно, мы не можем полностью изменить положение дел, но хотя бы на наших концертах между этими людьми наступает мир, они улыбаются друг другу. Это важно.


В прошлом году с оркестром мы побывали на моей родине, в Кашмире, где противостояние между индуистами и мусульманами существует с 1947 года. В прекрасном саду сидело почти две тысячи человек, среди которых были те и другие, вместе они слушали музыку, можно сказать, в первый раз. Небольшая исламистская секта пыталась помешать проведению концерта. С нашим оркестром играли кашмирские музыканты. Им угрожали смертью, если они будут играть с нами, но они все пришли. Сад был полон людей, телевидение транслировало концерт в прямом эфире, и 70% жителей Кашмира его посмотрели. Шумиха, которую пытались поднять исламисты, не оказала влияния. Так что мы – и музыка – сделали кое-что хорошее.


Несмотря на крайнюю занятость, Зубин Мета нашёл время для короткого интервью нашей газете.


– Может ли Иркутск в будущем претендовать на статус одного из центров классической музыки благодаря проведению здесь фестиваля «Звёзды на Байкале»?


– Да! Люди здесь любят музыку, театр, культуру. Фестиваль поможет городу стать культурным центром. Конечно, нужно кое-что ещё. Иркутску необходим новый концертный зал. Существующий, со всем уважением, не раскрывает в полной мере звук рояля и оркестра в целом. К счастью, зал небольшой, и, несмотря на неидеальную акустику, оркестр звучит хорошо. Мы делаем прекрасную музыку, отдаем всё, что у нас есть, но в другом зале вы услышите разницу. Я сказал Денису: построите зал, и мы приедем ещё.


– Действительно ли сегодня классическая музыка переживает некий ренессанс, а в особенности опера? С чем это связано?


– Трудно судить о ситуации в России, у вас столько талантов, столько чудесных музыкантов, оркестров и театров, особенно на западе: в Санкт-Петербурге, Москве. Обновление Большого театра и новый театр Валерия Гергиева показывают, что власти поддерживают культуру, и это прекрасно.


В мире у классической музыки в целом дела не столь хороши. Особенно в таких странах, как Италия и Испания, культура не получает должной финансовой поддержки от правительств. Это печально, поскольку то, что мы сегодня называем культурой, во время Ренессанса возникло именно там, а через сто лет пришло в Германию. И в Германии поддержка гораздо серьёзнее.


Я говорю о культуре в целом, в том числе современной. Рок-н-ролльные мальчики и девочки на больших стадионах не нуждаются в господдержке, а классический театр, музыка, наука должны её получать. У нас, симфонических оркестров, нет таких прибылей, как у поп-музыкантов. При этом мы не можем себе позволить ездить в туры в убыток. Поездка в Иркутск не приносит Израильской филармонии никакой прибыли, хотя, если говорить об оркестрантах, они, конечно, получают зарплату. Мы всегда путешествуем, поскольку выступления нашего оркестра в разных городах и странах очень важны для Израиля как государства. Мы представляем культуру этой страны, а для неё музыка, искусство и наука очень важны.


– Наверняка вам были бы рады во многих лучших оркестрах. Почему вы выбрали Израиль?


– В Израиле я оказался по воле судьбы, вырос там, и они настойчиво продолжали меня звать, – улыбается дирижёр.


– Вы сказали, что музыка окружала вас с самого рождения. Какое ваше первое воспоминание о ней?


– Точно не скажу. Наверняка это был мой отец, его игра… И кушанья, которые готовила моя мать, – улыбается маэстро и просит его извинить – время вышло.


Во вторник Израильский филармонический уже улетел из Иркутска в Финляндию, где начинается его большое европейское турне.


Справка:


Зубин Мета (Zubin Mehta) родился 26 апреля 1936 года в Бомбее. Начал заниматься музыкой под руководством отца, скрипача и дирижёра. В 1954–1960 годах учился дирижированию в Венской музыкальной академии у Ганса Сваровского, параллельно изучал композицию, игру на контрабасе и ударных, одновременно занимался дирижированием в музыкальной академии «Чигьяни» в Сиене (Италия) у Альчео Гальеро и Карло Цекки.


В 1958 году выиграл международный конкурс дирижёров в Ливерпуле. В 1959-м дебютировал как симфонический дирижёр с Венским филармоническим оркестром. В 1961-м, после нескольких блестящих выступлений с Филармоническим оркестром Лос-Анджелеса, Мета был назначен его художественным руководителем, став самым молодым дирижёром, которому был доверен один из лучших оркестров мира, одновременно возглавив Симфонический оркестр Монреаля, с которым в 1962 году впервые выступил в Москве и Ленинграде.


В 1990 году Зубин Мета дирижировал знаменитым совместным концертом трёх теноров: Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и Хосе Каррераса, состоявшимся в Термах Каракаллы в Риме. Из других исторических концертов – Реквием Моцарта в исполнении хора и оркестра Сараево на развалинах Национальной библиотеки Боснии, разрушенной в ходе югославских войн, и Вторая симфония Малера вблизи бывшего нацистского концлагеря Бухенвальд в 1999-м. Тогда, в 1999-м, симфония исполнялась двумя оркестрами, которыми он в это время руководил, – Израильским филармоническим и Баварским государственным, они располагались друг напротив друга. Мета четырежды – в 1990, 1995, 1998 и 2007 годах – дирижировал традиционным новогодним концертом в Musikverein – Золотом зале в Вене.


Записала: Алёна МАХНЁВА
http://www.vsp.ru

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору