Юрий Башмет: «Российская музыкальная школа всегда была в самых первых рядах»

Добавлено 18 июня 2015

Юрий Башмет (альт, дирижер)

Виртуозный музыкант принял участие в фестивале Feel Russia в ДрезденеНа фестивале Feel Russia в Дрездене корреспондент электронной газеты «Yтро.ru» встретилась с виртуозным музыкантом Юрием Башметом. Маэстро рассказал о том, как ему удается придерживаться загруженного гастрольного графика, находить время на посещение музеев и заниматься благотворительными проектами

Фото: Юлия Витковская
Репертуар ваших фестивалей всегда очень разнообразен. Что из нового вы представили в Дрездене?

На фестивале «Почувствуй Россию» (Feel Russia) мы исполнили произведение Георгия Свиридова «Камерная симфония». Попало оно ко мне совершенно случайно и это произошло уже после смерти Георгия Васильевича. Он написал «Камерную симфонию» в 1949 году, и лично считал ее не очень удачной, и на протяжении многих лет дорабатывал, менял. Его жена принесла мне эту работу, и сказала, что композитор хотел, чтобы мы с «Солистами Москвы» сыграли ее. На этом фестивале состоялась премьера, произведение прозвучало в обработке племянника композитора. Я убежден, что в Германии такого не играли еще никогда.

У вас огромное количество своих международных проектов. Как вы оцениваете организаторскую работу российского фестиваля Feel Russia?

Было задействовано много молодых людей и современной техники. Все ходили с передатчиками и старались все держать под контролем. Конечно, все обошлось не без мелких неполадок, но их, как правило, сложно избежать на массовых мероприятиях. Во время одного из номеров программы подул ветер, и вода с крыши полилась прямо на инструмент. Однако техническая служба мгновенно сработала и устранили эту мелкую неприятность.

Если подобный open-air будет проходить в каких-либо других городах, вы примете участие? Приходилось ли раньше выступать в парках?

Мой концертный график очень плотный, но все же иногда удается выделить время. Мы с ансамблем выступили на Feel Russia в Дрездене и я рад, что так получилось. Но в парках я играл очень редко. Выступал в Чикаго на летнем фестивале «Равиния», а также на «Тэнгливуде» в Бостоне. Однако 90% моих выступлений все же проходят в концертных залах.

Сколько времени требуется, чтобы восстановить силы после одного выступления и сыграть следующий концерт так, как вы считаете нужным?

Зависит от программы. Бывают произведения, которые каждый день, приезжая в каждый город не сыграешь. Они требуют более серьезной эмоциональной отдачи, чем, например, какое-либо классическое произведение Моцарта. Например, «Концерт " Альфреда Шнитке каждый день не сыграешь, так же как и «Сонату " Шостаковича — потому что это фактически исповедь.

Юрий Абрамович, в качестве солиста и дирижера вы выступаете с лучшими симфоническими оркестрами по всему миру. В чем национальная особенность оркестров разных стран? Какие из них вы считаете самыми выдающимися?

Так исторически сложилось, что советская, а затем российская музыкальная школа в мировом масштабе всегда была в самых первых рядах. Может, это прозвучит самонадеянно и чрезмерно патриотично, но я считаю, что и сейчас она на первом месте. Единственное государство, которое всегда составляло в этом направлении серьезную конкуренцию России, — это Америка. В Советском Союзе было множество выдающихся музыкантов, такие как скрипачи Давид Ойстрах и Леонид Коган, виолончелисты Мстислав Ростропович и Даниил Шафран, пианист Антон Рубинштейн и так далее. Эти фамилии были у всех на слуху. Так же, как и многие американские: скрипач Яша Хейфец, бывший президент «Карнеги Холл» Айзек Стерн, Владимир Горовиц — советский музыкант, эмигрировавший в Штаты. Эти люди были самыми ключевыми фигурами в классической музыке. Благодаря им в основной своей «массе гениев» классической мир музыки делился на Россию и Америку. Но, разумеется, выдающиеся таланты есть и во Франции, и в Германии, и в Италии и во многих других странах.

Вы много гастролируете и посещаете различные страны. Для вас это только работа с оркестром, или вы все-таки стараетесь выбираться, чтобы побывать где-то, увидеть новые места?

В основном, времени очень мало. Куда бы мы ни приехали, расписание одно: сначала нам необходимо что-то поесть, после — отдохнуть, а далее — репетиция и концерт. После концерта, как правило, все уже закрыто, время позднее, успеваем только поужинать и лечь спать как можно раньше, чтобы утром улететь. Но в первое время, когда я приезжал в новые для себя города, мне хотелось увидеть что-то знаменитое, и мне это удавалось. Например, я неоднократно посещал Парижский Лувр, в Дрездене — Дрезденскую галерею, в Милане — Национальный музей Прадо. Но это, несомненно, так же требует сил и концентрации.

Совместная с Константином Хабенским работа — программа концерта «Параллельные миры. Русское искусство ХХ век» — это ваш первый масштабный благотворительный проект?

Не первый. Подобные проекты были, в том числе с Константином Хабенским и Чулпан Хаматовой. Я восхищаюсь людьми, которые создают подобные фонды, потому что вижу результат. Это реальные сборы денег на существующих болеющих детей. Я видел конкретные случаи, и знаю, что это не бесполезное дело.

Надежда БАШАРИНА

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору