Чтобы слезы не высушили сердце…

Добавлено 18 ноября 2015 inga-majorova

Инга Майорова

«Альянс Франсез» привез в Самару певицу Дельфин Эйдан.

В прошлом году «АФ» привез в наш город изумительный барочный коллектив «Амариллис». Концерт прошел практически без публики. Было неловко. В этот раз в камерном зале Самарской оперы пустых мест зияло уже не так много. Все-таки афишки повесили в учебных заведениях, приложили усилия по информированию молодежи. Молодежь пришла, впечатлилась красотой зала и непривычной атмосферой камерного концерта, когда солист устанавливает контакт с каждым слушателем. А чтобы свершилось музыкальное колдовство, надо заставить себя поймать сигнал со сцены и ответить на него. Юношество приготовилось ловить и отвечать.

Умница Юлия Гареева, куратор всех культурных программ нашего «АФ», объявила, что концерт посвящен памяти жертв парижского теракта, потрясшего мир буквально на днях, рассказала об исполнительницах — меццо Дельфин Эйдан и пианистке Елене Филоновой, и предупредила, что солистка нездорова, но все равно будет петь и просит ее извинить, если что. Президент самарского Альянса Игорь Вершинин после приличествующих случаю проникновенных слов объявил минуту молчания. В этот день в Европе тоже замолчало знаменитое радио «Франсмюзик». Если в эфире Парижа музыка смолкла в знак протеста, то в Самаре она зазвучала в знак поддержки и единения.

Дельфин начала программу с романсов редко исполняемого в России французского композитора Рейнальдо Ана. Песни на слова Гюго, Бонвиля, Верлена звучали очень тонко и мягко, были подернуты вуалью печали… Сказать, что певица пела в полную силу, конечно, нельзя. Было видно и слышно, что она бережет голос. Но, несмотря на очевидный в отдельные моменты риск несмыкания связок, артистка сохранила особенность звуковедения, о которой пишут ее поклонники в интернете — воздушность пения, вызывающую ответные вибрации души.

фото: Ксения Тимофеева
Там же, в интернете, можно послушать, как прекрасен ее голос без болезни. Абсолютный хит — ансамбль с легендарной Натали Дессей. Равных исполнений дуэта Лакме и Малики из оперы Делиба «Лакме» сегодня нет. Просто нет. И оперные партии Эйдан выше всяких похвал. Но вернемся на концерт. Все-таки вокальная нагрузка нанесла аппарату певицы урон, роскошная песня «Когда я сплю» композитора Листа на слова поэта Гюго далась ей с потерями. Голос не желал подчиняться. Дело шло к катастрофе. Самым правильным было окончательно извиниться и прервать концерт. И тут Дельфин проявила такую степень концентрации, такое мужество, что невозможно стало не войти с ней в абсолютный резонанс. Невозможно стало не понять: вот оно, то самое мужество, с каким французы встретили удар террористов.

Если продолжать ассоциации, невозможно было не провести параллель между чутким аккомпанементом русской пианистки — и поддержкой, сочувствием россиян Франции. Концерт, заявленный как «Сад наслаждений», стал акцией. В антракте ведущая познакомила публику с французскими композиторами эпохи романтизма-импрессионизма, а дальше все пошло по нарастающей. Оттолкнувшись от арии Шарлотты из оперы Массне «Вертер», в которой прозвучали такие важные сегодня слова «Нужно плакать, чтобы слезы не высушили сердце…», французская гостья от образа к образу, от арии к арии набирала свободу, силы, полет. Она пела музыку, в которую безусловно была влюблена, и не могла не петь: Миньон, Далилу, Кармен…

Идеальная фразировка, мастерство в смене тесситур, обаятельнейший артистизм, прекрасный ансамбль — все было на месте. После Хабанеры Бизе и закономерной овации неожиданно певица порывисто подошла к микрофону и горячо заговорила. Из перевода Юлии Гареевой слушатели узнали, что сейчас прозвучит романс Чайковского «Нет, только тот, кто знал». Символ любви Дельфин к России. Это очень сложный романс. И просто поразительно, насколько проникновенно солистка передала красоту изысканных гармоний, задержаний, томящейся мелодии…

Казалось, получить впечатление еще сильнее от концерта уже невозможно. Но слушателей ждал сюрприз. Дельфин внезапно объявила, что не хочет заканчивать программу на грустной ноте — и в заключение споет комическую арию Периколы из одноименной оперетты Оффенбаха. Нет, вы чувствуете? Того самого Оффенбаха, что написал сатирическую оперетту «Ба-та-клан»! И она спела! Да с таким юмором, блеском, актерскими «кунштюками», что стало окончательно ясно: никаким террористам такой народ не запугать.

Это была победа культуры над дикостью. Жизни над смертью.

Автор — Инга Майорова

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору