Грани Элитарности

Добавлено 11 декабря 2014 alisa.kupriyova

«Project N.&A.»

Камерная музыка — один из элитарных музыкальных жанров, уникальность которого заключается в том, что он является излюбленным в равной степени как исполнителями, так и публикой.

Среди профессионалов в сфере музыки бытует мнение, что о композиторе, степени его музыкантского дарования, можно судить лишь при наличии написанных им симфонии, сонаты и струнного квартета — трех китов, показателей незаурядности, концептуальности и мастерства.

Истоки камерного музицирования двояки. С одной стороны, принято считать началом ее зарождения XVI—XVII вв.,когда сам термин «камерная музыка» возникает лишь как противопоставление церковной тематике: «Musica da Camera» — светская музыка, которая не являет собой «Musica da Chiesa» или музыку для театра.

С другой стороны, за некую точку отсчета можно взять и XVIII в., когда светская специфика этого «прототипа камерной музыки» трансформировалась в музицирование небольшого количества исполнителей, как правило, в домашних условиях для ограниченного круга слушателей.

Линия развития домашнего музицирования очень скоро начинает открывать новые горизонты: музицирование малых групп инструментов попадает в камерные залы, небольшие помещения, и требует рафинированного зрителя, способного к осознанию услышанного, взывая к его вдумчивости.

В XX в. «музыка для узкой аудитории» несколько меняет свои ориентиры, и становится более доступной, в том числе, и для более широких масс, при этом сохраняя свой элитарный статус. Но что касается традиций самой технологии исполнения, а именно самостоятельности и независимости мелодических линий ансамблистов, их взаимодействия и взаимопроникновения, их поочередного равноправия, то эта аксиома нерушима. То же можно отметить, говоря о выборе средств выразительности в камерном жанре: с каждой новой эпохой они становятся, безусловно, полнее и красочнее, их психологический подтекст варьирован, в зависимости от времени написания, но методы их использования и разработки прежние — мелодический, интонационный, ритмический и динамический. Тончайшая градация колебания эмоций, настроения и чувств, искренность, интимность каждого высказывания инструменталистов — все те душевные ценности, которыми славится камерное исполнительство, по-прежнему неизменны.

Сегодня интерес к камерному музицированию огромен. Существует бесчисленное количество возможностей раскрытия замысла того или иного камерного произведения. Интересно, что при своей изначальной претензии на элитарность и избирательность даже в чувстве стиля и вкуса, как самих исполнителей, так и своей публики, жанр невероятно универсален и гибок, способен претерпевать трансформации, перерождения, различного рода переосмысления, причем как сам по себе, так и в синтезе с другими видами искусств.

День сегодняшний, как XXI в. в целом, дают действительно бескрайнее плато для самых смелых, и, даже порой дерзких экспериментов, а обусловлено это тем, что мода на «камерность» вернулась.

Будничная повседневность века космических скоростей и индустриальных пейзажей непроизвольно вынуждает современного человека желать чего-то совершенно иного от его досуга и отдыха, частью которого может быть посещение камерного концерта.

Существует несколько десятков уже стандартных и общепринятых синтетических вариаций камерной музыки. Наиболее популярны «сплавы» камерного музицирования с пластическими видами искусств, звучанием аутентичных инструментов, пантомимами, перфомансами, мультимедийными средствами, живописью, анимацией, стихосложением и др.

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору