Предстоящие мероприятия


Самара
29 августа 2017


Самара
3 сентября 2017

Самара
9 сентября 2017

Самара
10 сентября 2017




Самара
17 сентября 2017

Самара
20 сентября 2017

Самара
27 сентября 2017

Самара
28 сентября 2017

Самара
17 октября 2017


Читайте на эту же тему





Кому в Самаре нужен клавесин?

Добавлено 03 октября 2014 Сталина Хрусталева

Самарская филармония, Зал Самарской филармонии

В столице Самарской губернии тайно выступили великолепные французские «барочники»

Оперный театр неумолимо вырывается на самые передовые позиции самарского «кластера» академической музыки. Здесь не только делают крепкие спектакли, растят, холят и лелеют своих солистов и оркестр. Здесь недавно открылся единственный в Самаре достойный зал для камерной музыки. И это не просто фойе или какой неприличный темный закуток, как в филармонии — это полноценный зал с высоченными потолками, отдельным гардеробом, туалетом, собственной лепниной, хрустальными люстрами, театральным светом и даже балконом. Сюда не стыдно позвать гостей. И принести сюда из филармонии стоящий там без дела и рассыхающийся от небрежного хранения изумительной красы клавесин тоже не стыдно.

И вот на днях, в разгар рабочей недели, во вторник, в этом очень красивом зале выступил французский ансамбль старинной музыки «Амариллис». Удачное название. Нимфа, по утверждению древних поэтов (в частности, Вергилия сотоварищи) превращенная за надменность в цветок — образ, прекрасно сочетающийся с музыкой эпохи барокко. Времен такого расцвета всяческой красоты, какого, пожалуй, больше и не наступало на нашей земле.

Ансамбль привез иноземный культурный институт «Альянс Франсез». Но, к сожалению, самарский филиал Альянса был как-то не очень уверен в том, что в нашем городе старинная музыка публике нужна — и сопроводил событие очень скромными анонсами. Ни афиш в расклейке, ни радио- или телевизионных роликов, ни маломальской интернет-рекламы… Приоритет был отдан пригласительным билетам. В итоге зал оказался полупустым. А ведь мог быть забит под самые хрустальные люстры. Потому что в Самаре старинную музыку, да еще в таком блестящем исполнении, не слышали вот уже лет двадцать…

Очень хороший буклет оповещал немногочисленных слушателей о множестве заслуг и регалий исполнителей — четырех дам и одного юноши. Перечисление этих регалий как будто служило одной цели: убедить покупателя в качестве товара: вот посмотрите, сколько дипломов, фестивалей, дисков! Это вам не хурхы-мухры! И это было, конечно, не хухры-мухры. Это было искусство высочайшей пробы. В отличие от партикулярных отечественных артистов французы выглядели несерьезными в своих странных очках, нарядах и слегка лохматых прическах. Но стоило им после долгой настройки специфических инструментов выдать первые мотивы переклички голосов первой фуги — зал сразу притих особенной тишиной.

Франция очень ценит своих композиторов. И 250-летие со дня смерти Жана-Филиппа Рамо страна, чья площадь меньше площади Самарской области, отмечает так, как целая огромная Россия никогда не отмечает круглых юбилеев своих любимых композиторов. Французы привезли в Самару программу из произведений Рамо, которая звучала в Версале и бог весть где еще. Программа «сшита» замечательно. Начавшись с воздушного пятого концерта для клавесина, скрипки и виолы да гамба, через гимн жертвенной любви к той самой Амариллис в кантате «Верный пастух» (музыканты представили ее в полном составе, с тенором и барочным гобоем) и роскошный венок стилистических находок второго концерта — к полной скрытого трагизма и глубины страстей кантате «Орфей». Эта драматургия была идеальной.

Наибольший отклик вызывали у не очень подготовленных слушателей вторые части циклов, печальные, нежные и светлые. И если более активные по штриху, динамике и полифоническим «перекрещиваниям» части и эпизоды концертов и кантат порой навевали на публику некоторую отстраненность от процесса, то откровенно танцевальные менуэты и напевные лирические темы встречали понимание, а также непременное желание немедленно отблагодарить аплодисментами исполнителей, пусть даже и задолго до окончания произведения.

Хочется отметить, что хотя лидером-солистом программы был заявлен тенор Матиас Видаль, он ни разу не занял доминирующего положения, продемонстрировав чистое владение стилем Рамо, подразумевающим равноправие всех участников действия. Голос певца не поражает красотой: его тембр от природы тускловат, нижний регистр не так крепок, как этого порой хотелось. Но безупречный артистизм и великолепная «барочная» школа составляют прочную основу его безмерного сценического обаяния.

Когда отзвучала последняя нота, публика, слегка обалдевшая от непривычного вида музыкантов и того неповторимого флера изысков, к которым Самаре еще привыкать и привыкать, устроила артистам пусть не очень уверенную, но все-таки овацию. Это была благодарность. За теплый тембр настоящей семиструнной виолы Мариам Мюллер, за прозрачные кружева, сплетенные на самарском клавесине Виолен Кошар (вопреки утверждениям администрации филармонии о негодности инструмента для концертов, он звучал волшебно). За ансамблевое совершенство, за убедительное мастерство скрипачки Алис Пьеро и филигранную отделку своей партии флейтистки Элоизы Гайяр.

Организаторы не стали посвящать посетителей концерта в таинство перемещения специально изготовленного за большие народные деньги для филармонии клавесина — в оперный театр. И уж конечно, филармония как не устраивала, так и не станет устраивать концерты старинной музыки у себя. Аргументы филармонии хорошо известны самарским музыкантам, которые легко могли бы заполнить этот безобразный культурный вакуум: в большом зале инструмент не звучит, камерного зала в филармонии нет, играть некому, ходить на концерты некому, на рекламу денег нет, ляля, жужу…

Это филармоническое жужжание продолжается в Самаре уже много лет. А клавесин так и рассыхается. Никому-то он, бедный, у нас не нужен. «Амариллис», заберите наш клавесин во Францию! Пусть на нем звучит Рамо!

А мы будем в филармонии слушать Стаса Михайлова.

Сталина Хрусталева.
Фотографии Антона Сенько www.vninform.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

Комментарии

  1. tusechka, 06 октября 2014:

    Сталина, апплодирую вновь! (в первый раз это были апплодисменты за статью о Т.Зандерлинге)

    • любитель барокко, 07 октября 2014:

      Жаль, что автор статьи поверхностно знаком с деятельностью филармонии. А там уже много лет существует абонемент с музыкой барокко и венских классиков. Прекрасные программы, блестящие музыканты и клавесин (видимо это Вас удивит) звучит. Я лично с удовольствием посещаю эти концерты. И что же это Вы вспоминаете Стаса Михайлова?!. Посмотрите абонементы этого сезона - глаза разбегаются! настоящий праздник души для любителей классической музыки. Тогда можно вспомнить и концерт Л.Успенской в оперном. Но это же не умоляет их деятельности и не делает концерт, о котором Вы пишете, хуже. И действительно жаль, что была слабая реклама и многие об этом не знали.

    • Сергей Сорокин, 08 октября 2014:

      Любитель барокко, и что в абонементе выступают маленькие ансамбли, соло-клавесинисты? Сколько раз в году?Рамо и иКуперена играют? Самарские артисты играют на клавесине сонаты, трио, лютня звучит? ансамбли как Амарилис приезжают постоянно?афишки и анонсы покажете, пожалуйста?Очень заинтересовался. Ходил бы.

  2. Наталья ВК, 06 октября 2014:

    нда. Камерную музыку у нас, похоже, сговорились придавить. Тем бОльшее спасибо вашему Альянс Франсез и театру за ее поддержку. Об уровне исполнителей можно судить по записи, вот, я нашла: www.youtube.com. Это очень достойно.

  3. Татьяна Самара, 03 октября 2014:

    Как точно подмечено про клавесин ! Спасибо автору за смелость и профессионализм! Жаль рекламы концерта небыли ! С большим удовольствием посетила бы концерт!

© 2009–2017 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору