Предстоящие мероприятия

Нижний Новгород
с 18 сентября 2016 по 9 апреля 2017

Москва, Санкт-Петербург
с 23 сентября 2016 по 9 июня 2017


Нижний Новгород
с 20 ноября 2016 по 19 марта 2017









Москва
29 декабря 2016



Читайте на эту же тему






Музыка для нас

Добавлено 22 февраля 2015 Елена Прыткова

Нижегородская консерватория, Московская консерватория, Всероссийский фестиваль современного хорового искусства «Гармония и мир», Большой зал Московской консерватории

Автор: Максим Прытков

«Москва. В пяти минутах от Кремля. Большой зал Московской Государственной Консерватории имени Петра Ильича Чайковского. 18 февраля 2015 года…» — примерно так лет сорок назад приступил бы к рассказу о событиях диктор Центрального радио.

Прошли годы, и, несмотря на то, что в последнее время некоторое возвращение к пафосным описаниям вновь приобретает черты массовой моды, слава всем музам, пафос еще не является обязательным, за его отсутствие пока не клеймят на партсобраниях, хотя уже и посматривают весьма искоса. Тем не менее, еще можно говорить о событиях в мире искусства, не впадая в патетику, слащавость и «громкотрубность» фраз. Уважая, тем самым и музы, и описываемые события, и их авторов.

Оркестр МГК, дирижер Вячеслав Валеев, чтец Дмитрий Назаров. Звучит «Реб Тевье» Фертельмейстера. Фото предоставлено организаторами фестиваля. Автор фото — Игорь Кравец

Итак, оставляя за скобками громкие слова, действительно, Москва и БЗК на Никитской. Вечер среды, середина рабочей недели, 18 февраля. Завершение серьезного двухмесячного «марафона» искусств — II-го всероссийского фестиваля «Гармония и Мир». Фестиваля, который на разных площадках Москвы, Питера, Нижнего Новгорода, Костромы силами в значительной степени нестоличных коллективов пытался соткать полотно хоровой жизни российской провинции, представить его, в коллаборации с московскими музыкантами, разнообразным — как столичной, так и «замкадовой» публике, насколько я понимаю, ставя сверхзадачи: продемонстрировать, что хоровая жизнь в России за пределами Садового кольца отнюдь не умерла (как и в целом, жизнь музыкальная), что авторы и исполнители, певцы и дирижеры, не просто есть, но качественно и «достойно есть» внимания публики, наконец, не в последнюю очередь, с целью «гальванизировать» и взбодрить увы, весьма немногочисленную провинциальную публику, равно как и дать понять утонченной и пресыщенной публике метрополии, что палитра еще достаточно широка и тем самым Садовым кольцом отнюдь не ограничивается.

Автор фото — Игорь Кравец
Резюме первое — организаторы фестиваля вполне успешно справились с первой и второй задачей, что же касается слушателя московского и связанной с ним третьей задачей, то, по впечатлениям от двух больших фестивальных концертов в МГК, сие пока еще остается делом будущего, причем, вероятно, весьма отдаленного. Или (что в принципе гораздо ближе к реальности) задача оная так и останется неразрешимой. Что поделать — московский слушатель по утонченности, снобизму и пресыщенности шедеврами и виртуозами даст гигантскую фору патрициату Рима времен упадка Империи.

Резюме второе — профессиональный, технический, исполнительский уровень фестиваля оказался весьма высок и — в этом смысле — совершенно не провинциален.

Резюме третье — коллаборация усилий различных институтов, музыкантов, организаторов — категорически единственный в наших текущих условиях путь продвижения искусства.

Резюме четвертое — фактор личности остается одним из важнейших. Нельзя не отметить, что в принципе сей, пардон за таки прорвавшийся высокий штиль, «пир хорового духа», не был бы и в четверть успешным, если бы не многомесячная реальная, как принято говорить у нас в провинции, «пахота» вдохновителя, организатора, менеджера, композитора, дирижера Льва Панкратова.

Именно его усилиями хоровой фестиваль уже «Второй Всероссийский», и если когда и будет третий — сие также произойдет на 99% благодаря Льву Германовичу.

Об открытии фестиваля 12 декабря прошлого года мы уже писали. Кратко говоря, оно, в принципе, было хорошей заявкой на качественный уровень всего процесса. Закрытие в БЗК, в целом, подтвердило это.

Естественно, центром вечера стало исполнение «Реквиема» Льва Панкратова. Удачей, безусловно, стала работа Любови Дудоладовой, чье меццо-сопрано весьма чувствительно передавало синергию настроения музыки и текстов Анны Ахматовой, весьма оригинально для «Реквиема» и, вместе с тем, очень уместно использованных автором. Хор — а это был сводный хор Московской и Нижегородской консерватории, продемонстрировал профессионализм, равно, как это же сделал стоявший за дирижерским пультом Вячеслав Валеев.

Сюита «Реб Тевье» композитора Эдуарда Фертельмейстера, известного и как ректор Нижегородской консерватории, исполненная Симфоническим оркестром Московской консерватории во второй части программы, безусловно, является одним из лучших сочинений автора. Глубина музыкального материала, успешно соединенная с ушеугодностью, простота, естественность, взятые у искренне переживаемой фольклорной традиции, качественно синтезированны автором с тонкостями гармонических разработок, придающими фольклорному материалу завершенность профессионального творения. Оркестр, предводительствуемый весьма эмоционально откликавшимся на всё господином Валеевым, был практически безукоризненно точен, в меру весел, энергичен и бодр. Аплодисменты той части московской публики, которая сохранила музыкальную любознательность и пришла на концерт, свидетельствуем, были весьма искренними.

Фестиваль завершен, да здравствует новый фестиваль… Примерно на такой мажорной ноте хотелось бы завершить сей текст. Всматриваясь в будущее, в том числе, в будущее искусства и культуры в нашей стране, однако, от мажорных нот отступаешь. Сохранение и — самое главное — развитие хорового искусства, его движение вперед, столь хрупко и подвержено суровым ветрам реальности, что оптимизм уступает место надежде, стоицизму и уважению. Надежде, что тонкий, но живой ручей искусства не будет осушен. Стоическому отношению к той, весьма тяжелой для искусства, реальности, что нас окружает. И сугубому уважению к тем людям, которые несмотря ни на что продолжают ткать гобелен музыки — музыки нашего времени.

Максим ПРЫТКОВ

vkfbt@g+ljpermalink

Комментарии

  1. Elena Prytkova, 22 февраля 2015:

    Музкарта, добрый вечер. Поставьте, пожалуйста, имя автора (Максим Прытков) в начало, как вы обычно делаете.

    • muzkarta, 22 февраля 2015:

      Спасибо Максиму за отличную статью!

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору