Предстоящие мероприятия

Павловск
26 января 2018

Читайте на эту же тему







Музыка польских органных табулатур

Добавлено 27 августа 2016 Александр Цветков

Александр Цветков (орган)

Музыка польских органных табулатур (PDF)

А. С. Цветков

В журнале № 3 за 2012 год была опубликована статья Ростислава Выграненко «Органная культура Польши XVII–XVIII веков», посвященная органам и органостроительству. Что же могло исполняться на всех этих инструментах? Широкой публике не очень известно, что Польша внесла, быть может, и небольшой, но очень интересный вклад в органную музыку позднего Ренессанса и раннего барокко. Так получилось, что мое увлечение органной музыкой в раннем детстве началось именно с польской музыки XVI–XVII веков. В 1970-х годах появилась пластинка: «Йоахим Грубич (Joachim Grubich) играет на органе г. Олива расшифровки польских органных табулатур». Эту пластинку в своё время я заслушал «до дыр». Спустя почти 40 лет мне удалось оцифровать и восстановить с помощью звукового редактора эту запись, и я услышал вновь эту замечательную, не похожую на привычную нам немецкую или французскую, музыку того времени.

Уже несколько лет у меня в распоряжении есть электронный орган Johannus Opus 25 -замечательный инструмент, но о фирме Johannus уже очень много сказано на страницах нашего журнала. Электронный орган активно используется в концертной жизни г. Павловска (пригорода Санкт-Петербурга). Успех этих концертов привел к тому, что имеется план в течение 2–3 лет установить настоящий орган в Крепости Бип, недавно восстановленной известным предпринимателем и филантропом С. Э. Гутцайтом. Центральный холл-атриум крепости имеет уникальную акустику, близкую к церковной. Формат этих концертов камерный, поэтому в программу можно включить не более двух развернутых произведений. А вот маленькие, но очень яркие пьесы Польских органных табулатур могут стать настоящим украшением концерта. Они легки для восприятия даже неподготовленной публики, а для профессионалов будут интересны тем, что исполняются не часто.

Всего Польских органных табулатур известно около полутора десятков. Они охватывают период от позднего средневековья до раннего барокко. Наиболее известные из них — табулатура Яна из Люблина (Jan z Lublina), утерянная в оригинале (но сохранившаяся в копиях) табулатура монастыря св. Духа в Кракове, а также самая поздняя по времени — Варшавская табулатура. Кстати, все произведения Варшавской табулатуры в 2006 г. были записаны Ростиславом Выграненко. Большинство польских табулатур используют музыкальную нотацию немецкой барочной органной школы. В этой системе написана в оригинале даже часть «Органной книжечки» И. С. Баха.

Имена большинства авторов произведений в этих табулатурах остались, как это часто бывает, неизвестными. Однако несколько композиторов мы можем назвать. Прежде всего, это Николай (или Миколай) из Кракова (Mikolaj z Krakowa), известный еще и латинизированной форме как Nicolaus Cracoviensis. Его имя упоминается в архиве Краковского (или как его еще называют Ягеллонского) университета. Этот университет окончили многие известные люди, например, римский папа Иоанн Павел II, писатель-фантаст и философ Станислав Лем. Но самое интересное, что в 1491—1495 гг. в этом университете учился Николай Коперник! Сохранилось, по-видимому, всего 5 произведений, приписываемых Миколаю из Кракова.

О других композиторах информации еще меньше. Например, о Яне Подбельском (Jan Podbielski), авторе прелюдии ре минор из Варшавской табулатуры (даже видеозаписи которой можно найти в Интернет), почти ничего не известно.

В разделе «Репертуар» мы публикуем четыре небольших пьесы:
  1. Аноним (1548). Cantio Polonica — вариации на тему средневекового гимна
  2. Преамбула фа мажор Николая из Кракова (начало XVI в.)
  3. Танец Хайдуков (Hayducki) Николая из Кракова. (Первоначально хайдуками назывались погонщики скота в Венгрии, но со второй половины XVI века они известны как пограничные воины из беглых крестьян)
  4. Ян Подбельски, Прелюдия из Варшавской табулатуры (1650).
Некоторые другие произведения из Польских табулатур могут быть найдены в архиве IMSL, но, насколько мне известно, в свободном доступе полностью ни Краковской табулатуры, ни табулатуры Яна из Люблина в Интернете нет.

Что касается регистровки при исполнении этих произведений, то следует учесть, что в XVI веке еще не было крупных инструментов, и она должна быть скромная, но с аликвотами или микстурами в стиле того времени. Имеющиеся записи в Интернете иногда демонстрируют излишне плотное, и даже тяжеловатое звуковое решение. В любом случае выбор регистров остается за исполнителем.

канд. физ.-мат. наук, доцент СПбГУ,
Александр Цветков

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2018 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору