Предстоящие мероприятия

Санкт-Петербург
22 января 2017

Читайте на эту же тему

29 августа 2016

29 августа 2016





Органная табулатура Леонхарда Клебера

Добавлено 29 августа 2016 Александр Цветков

Александр Цветков (орган)

Органная табулатура Леонхарда Клебера (PDF)

А. С. Цветков

В журнале «Орган» № 1 за 2013 г. была опубликована статья о польских органных табулатурах эпохи Ренессанса и раннего барокко. Однако первые сборники произведений для органа (и не только для этого инструмента) такого масштаба появились в Германии на рубеже XV и XVI века.

В этот период наблюдался подъем интереса к органной музыке: в большом количестве появляются разнообразные рукописные источники. Многие сохранившиеся рукописи носят фрагментарный или дидактический характер. Однако две табулатуры имеют фундаментальное значение в истории органной музыки по широте охвата и количеству содержащихся в них произведений. Это, прежде всего, Буксхаймская органная книга (Buxheimer Orgelbuch) — рукопись с музыкой для клавишных инструментов, датируемая 1460–70 гг.

Вторая значимая табулатура была составлена Леонхардом Клебером (Leonhard Kleber) в 1524 году, которая хранится в Берлинской государственной (королевской) библиотеке. Эта табулатура малоизвестна в России. В этом можно убедиться, пытаясь найти о ней информацию на русском языке в Интернете. Единственный подробный анализ этого сборника был сделан Гансом Лёвенфельдом (Hans Löwenfeld) в его диссертации «Leonhard Kleber und sein Orgeltabulaturbuch» в 1897 г. Интересно, что полный текст этой диссертации представлен на сайте и может быть найдет через поисковую систему Google.

Леонхард Клебер родился в 1495 г. в Геппингене (Göppingen). Окончил Гейдель­бергский университет в 1512 году, и, вероятно, был учеником знаменитого слепого органиста и композитора Арнольда Шлика (Arnolt Schlick, 1455–1521), предвосхитившего достижения барочной музыки на столетия.

Из документов известно, что после окончания университета Леонхард Клебер занимал посты органиста в трех небольших немецких городах: в Хорб-на-Неккаре (1516–1517), в Эсслингене-на-Неккаре (до 1521), и в Пфорцхайме с 1521 до своей кончины 4 марта 1556 г. В этот период у него было множество учеников, видимо он обладал выдающимся педагогическим даром. Замечательно, что центре Пфорцхайма рядом с улицами Мориса Равеля и Антона Брукнера есть и улица Леонхарда Клебера!

Табулатура Клебера начала создаваться в 1521 году и была опубликована в 1524 году. Рукопись содержит 112 пьес разных композиторов, а полный объем составляет 332 страницы. Определение авторства в этот период, как обычно, наталкивается на трудности, так как большинство работ анонимные. Однако исследования Г. Лёвенфельда позволили во многих случаях установить руку того или иного мастера. Большинство пьес принадлежит, по-видимому, самому Клеберу. Из других композиторов можно назвать следующие имена: Пауль Хофмайер (Paul Hofhaimer, один из членов группы композиторов, называемых колористами), Ганс Бухнер (Hans Buchner), Генрих Исаак (Heinrich Isaac), Оттомар Лусциниус (Luscinius, латинизировано из Nachtgall), Жоскен Депре (Josquin des Prez), а также многие другие (Hayne van Ghizeghem, Jacob Obrecht, Antoine Brumel, Heinrich Finck, Ludwig Senfl).

Многие композиции изначально созданы как вокальные, особенно франко-фламандской школы (Якоб Обрехт, Антоин Брумель, Жоскен Депре, Генрих Исаак). Напротив, произведения немецких органистов Пауля Хофмайера и Ганса Бухнера написаны для органа и представлены в табулатуре в оригинальной форме.

Этот огромный сборник времен начала Реформации является одной из первых больших коллекций органной музыки. Он интересен не только по своим масштабам, но и по представительности, поскольку содержит не только духовную музыку, но и многочисленные переложения светской музыки.

Отдельные пьесы из этой книги были изданы А. Г. Риттером (1884) и Р. Эйтнером и могут быть найдены в архиве International Music Score Library (IMSL).

Табулатура Леонхарда Клебера возникла в то время, когда органостроение пошло по двум направлениям. Первый тип органов — небольшие инструменты: органы-портативы используемые в шествиях и ансамблях, к ним можно отнести и позитивы (непереносимый, более тяжелый вариант инструмента). Эти органы имели обычно один регистр из металлических труб и короткую клавиатуру (около двух октав). Второй тип — церковный большой орган совершил в самом начале XVI века переход от Blockwerk (в котором, как бы все регистры включены всегда, всегда играет pleno) к регистровому типу органа. Сами регистры стали отличаться большим разнообразием. А.Шлик в своем трактате «Зеркало органостроителей и органистов» пишет, что возможно использовать, например, высокий аликвотный регистр вместе с основным тоном, что «оказывалось почти забавно слышать». Появляются разные виды многорядных микстур (например, Fourniture и Cymbale), совместно с существованием большого числа принципалов различного характера, чтобы поддержать основной тон на фоне высоких регистров. Язычковые регистры в немецких органах упоминаются впервые в трактате Арнаута де Цволле (Arnaut de Zwolle) в 1436 году, хотя их наличие стало общепринятым лишь несколькими десятилетиями позже. Можно сказать, что все основные атрибуты церковный орган приобрел к середине XV века и существенно изменился лишь с приходом технических новшеств XIX столетия. Наличие нескольких мануалов в немецких церковных органах начала XVI века видимо было большой редкостью, но педаль у них была, о чем свидетельствуют указания в табулатурах на проведении отдельной басовой или даже мелодической партии в педали. Таким образом, можно заключить, что произведения начала XVI века следует играть на одном мануале, но с возможной сменой регистровки. Например, автор статьи предлагает в приведенной Преамбуле ре минор использовать pleno с 1 по 7 такт, а вторую часть пьесы исполнять пиано. Произведения ранних немецких табулатур в больших концертных залах можно услышать нечасто. Известные исполнители редко включают музыку XVI, а тем более XV века в свои концерты, поскольку ее восприятие требует некоторой подготовки у слушателя.

В Санкт-Петербурге можно познакомится с произведениями того времени в цикле музыкальных служений, проходящих в Евангелическо-лютеранской церкви Св. Михаила (Средний пр. В.О., д.18Б), где в скором времени полностью зазвучит духовой орган австрийской фирмы Ригер. В настоящее время в церкви активно используется электронный орган фирмы «Роджерс-Роланд». Консоль электронного органа в костеле св. Станислава

Кроме этого, в Петербурге, в костеле св. Станислава (ул. Союза Печатников, 22), благодаря усилиям настоятеля о. Кшиштофа Пожарского и организатора концертов органистки Вероники Костылевой, регулярно проходят общедоступные концерты, на которых автор этой статьи представляет произведения органной музыки XV–XVI столетия. На этих концертах слушатель может познакомиться и с произведениями ранних немецких и польских органных табулатур. В костеле используется исключительно сложный электронный 3-х мануальный электронный инструмент (на базе программы Hauptwerk 4.0 для компьютеров Macintosh), имитирующий звучание нескольких реальных церковных органов, в частности ренессансный орган в церкви Пресвятой Троицы в замке Сметчно (Чехия), созданный в 1587 г. Информация о концертах и особенностях инструмента доступна на сайте.

Литература:
  • Hans Löwenfeld, Leonhard Kleber und sein Orgeltabulaturbuch, 1897,
  • Из истории мировой органной культуры XVI–XX веков, учебное пособие под редакцией М. В. Воиновой и Е. Д. Кривицкой, Музиздат, М., 2008
На сайте автора статьи organ.pavlovsk-net.org также можно найти анонсы концертов, аудиозаписи и ноты произведений XV–XVI веков.

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2017 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору