После Баха — только Пярт

Добавлено 30 апреля 2019 Елена Прыткова

Елена Прыткова, Муниципальный камерный хор «Нижний Новгород», Камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода», Академический Симфонический Оркестр Нижегородской Филармонии, Московский концертный зал «Зарядье», Международный музыкальный фестиваль «Зеркало в зеркале», Максим Емельянычев (фортепиано, дирижер, клавесин)

В первую очередь я должна попросить прощения у читателей, знакомя их далеко не с новым своим материалом. Он посвящён фестивалю «Другая музыка. Пярт», который состоялся осенью 2018 года в Нижнем Новгороде. К сожалению, планировавшаяся печатная публикация в одном из столичных СМИ так и не состоялась… Однако, исключительность события такова, что хотелось бы чтобы о нём узнало как можно больше людей — как тех, кто интересуется музыкой А. Пярта, так и тех, кому любопытно узнать, чем живёт современный музыкальный Нижний.

Осенью 2018 года в Нижнем Новгороде состоялся масштабный фестиваль музыки эстонского композитора, давно ставшего мировой величиной — Арво Пярта. Проект «Другая музыка. Пярт» включал семь концертных программ, фестиваль фильмов (на который было отобрано 12 картин — как художественных, так и документальных), научную конференцию в консерватории — с участием крупных специалистов-пяртоведов Светланы Савенко, Елены Токун, Леопольда Браунайса, фотовыставку в филармонии. В нынешнем фестивале (как и прошедшем два года назад первом из этой серии — «Другая музыка. Бах») было задействовано максимальное количество концертных площадок города (семь, включая единственный концерт в Дзержинске), а также большое количество нижегородских исполнителей — при том, что были и приглашенные музыканты, среди которых эстонский ансамбль «Hortus musicus», московский «Opus posth», а также голландский дирижер Йорн Бойзен с командой зарубежных вокалистов. Кажется удивительным, но такой серьезный проект в сфере современной академической музыки «потянула» вовсе не филармония и консерватория (что было бы ожидаемо), а новая культурная институция города — Нижегородский центр немецкой и европейской культуры. Открытый в 2009 г. с идеей пропагандировать среди горожан актуальное современное искусство Европы и мира, центр начал свою деятельность с кинофестивалей и концертов коллективов неклассического профиля (джаз, этно и другие), фотовыставок, а также театральных проектов — организуя гастроли зарубежных европейских трупп, а также регулярно знакомя публику с литературой наших дней (в столь модном сейчас формате читок пьес «Драма_talk»). Постепенно в сферу приоритетов Центра попала и академическая музыка — опять же с акцентом на опусах наших дней, но не без исключений из этого правила (из недавних событий назовём выступление российско-германского дуэта Duo 9 с музыкой 19−20 веков, концерты фестиваля «Другая музыка. Бах»). Пристальное внимание к музыке нашего времени выразилось в реализации командой центра многих креативных событий — среди них международные ночные фестивали «Opus 52» с демонстрацией новейшей камерной музыки вне зала — на пешеходной улице города (среди авторов Шелси, Куртаг, Дж. Соллима, Пайбердин, Судзиловский, Шайдуллина, Попов и др.), проекта «Scratch-кантаты» с его специально созданными сочинениями для классических музыкантов (струнный оркестр, хор мальчиков, сопрано) и диджея. Фестиваль «Другая музыка. Пярт» продолжил этот ряд, находясь как бы на стыке классики и современной музыки. Ведь имя Пярта признано в мире (к слову, его творчество изучается уже и в консерваторских курсах), а его музыка бьет рекорды по исполняемости и пристальному вниманию музыкантов разных специальностей (многочисленные аранжировки особо популярных опусов Пярта, не всегда принадлежащие самому автору, тому свидетельством). Россия только приобщается к этой европейской тенденции, примером чему служит состоявшийся уже в четвёртый раз московский фестиваль «Зеркало в зеркале», о котором музыковед Мария Кузнецова писала как о «повороте к Пярту» в нашей стране. Нижегородский фестиваль «Другая музыка. Пярт», безусловно, поддерживает этот столичный тренд и делает это на редкость качественно и отнюдь не ограничиваясь камерными опусами (что составляло суть московского фестиваля). Особый «вызов» нового фестиваля, на наш взгляд, состоял в том, что организаторы шли на определённый риск, поскольку в Нижнем Новгороде для широкого круга слушателей (в том числе и музыкантов-профессионалов) музыка эстонского мастера всё-таки продолжала оставаться terra incognita.

Первая программа (формально вне фестиваля) прошла в Центре современного искусства «Арсенал». В сентябрьский вечер артисты оркестра «Солисты Нижнего Новгорода» вместе с дирижёром Максимом Емельянычевым представили довольно широкий срез сочинений композитора — от полистилистических опусов (Коллаж на тему ВАСH) до сочинений в стиле тинтиннабули (колокольчики), характерных для Пярта после 1975 года (прозвучали знаменитые Tabula rasa, Fratres и Зеркало в зеркале).

Музыку сопровождала лекция профессора Светланы Савенко, которая соединила в рассказе биографические моменты с характеристикой творческого развития композитора. Кроме этого, в самом начале фестиваля прошли показы документальных лент о Пярте Дориана Супина, позволившие зрителям представить маэстро полнее, заглянуть в его творческую лабораторию, услышать музыку в авторской интерпретации. Этот кинофестиваль — как составное событие «Другой музыки» — включал также показ девяти картин с музыкой Пярта, большинство из которых были созданы в XXI веке уже на зарубежных киностудиях (среди них «Джерри», «Великая красота», «Рай», «Место под соснами»).

Средства фестиваля — благодаря спонсорству «Райффайзенбанка» — позволили организатором пригласить несколько известнейших коллективов, пропагандистов музыки Пярта. Это эстонский «Hortus musicus» Андреса Мустонена, давший два концерта — в Нижнем Новгороде и Дзержинске, а также московский «Opus posth» Татьяны Гринденко, впервые выступивший в столице Приволжья. Оба коллектива в своих программах сочетали музыку Пярта с другими именами: эстонцы вписали ее в средневековый контекст, да так, что иногда было совсем не отличить, где заканчивалось средневековье, а где начинался Пярт (возможно, тому способствовали и старинные инструменты, на которых прозвучали Fratres в самой первой версии — без начального скрипичного соло, Arbos, Da pacem Domine, У вод Вавилона). Маэстро Мустонен выступил не только со своим ансамблем, но и с местным филармоническим оркестром, представив симфонического Пярта (3-ю и 4-ю симфонии, La Sindone/Плащаницу и Perpetuum mobile). Москвичи же, напротив, окружили Пярта авангардным Ксенакисом («Ароура») и пост-авангардным Мартыновым («Посвящение Ю. П. Любимову» и «Старик и море») — словно ища точки соприкосновения с двумя столь различными частями Tabula rasa, помещенной в центр программы.

Сам же фестиваль открылся исполнением «Страстей по Иоанну» (дирижер Иван Стольников). Премьеру представили солисты московского ансамбля «Эйдос», хор «Нижний Новгород» и небольшой инструментальный ансамбль с органисткой Ольгой Бестужевой. Вокальный квартет как олицетворение главного повествующего, апостола Иоанна, звучал слаженно и рельефно, ища выразительность не только в музыкальной фразе, но и в латинском тексте сочинения. Что касается сольных работ, то особо отметим выступление Марины Сусловой, чьё сопрано чистого, небесного звучания очень соответствовало музыке, и Вячеслава Воробьёва, чей Пилат намного превзошел в выразительности и теплоте интерпретации исполнителя партии Христа Андрея Капланова.

Стоит отметить, что фестиваль во многом опирался именно на нижегородских музыкантов — камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода» и камерный хор «Нижний Новгород», симфонический оркестр филармонии, смешанный хор консерватории, отдельных инструменталистов — и они смогли выдержать «конкуренцию» с известными коллективами, приглашенными на «Другую музыку» (нивелированием этого соперничества можно признать фестивальное исполнение Tabula rasa, где московский ансамбль дополнился несколькими нижегородскими артистами). Возможно, что такую быструю адаптацию к специфическому музыкальному языку Пярта можно объяснить регулярным обращением музыкантов к музыке XX и XXI веков. Впрочем, оба оркестровых коллектива имеют и свою историю взаимоотношений с творчеством эстонского мастера. Так, оркестр филармонии начал играть музыку композитора с 90-х годов прошлого века (3 симфония, Perpetuum mobile, Tabula rasa, Lamentate, Cantus памяти Б. Бриттена), примерно в это же время камерный оркестр включил в свой репертуар Tabula rasa и квартет в оркестровой редакции (сделанной, кстати, самими оркестрантами). Что касается хоровых коллективов, и в частности хора «Нижний Новгород», то для певчих это был, по сути, первый опыт знакомства с музыкой Пярта. Особо впечатляющей была интерпретация коллективом второго хорового сочинения фестиваля — «Канона Покаянного» (дирижер — Иван Стольников.) Удивительно, но это значимый опус последнего десятилетия XX века, написанный на старославянский текст, до сих пор практически не поется российскими хорами (его премьеру в Москве в 2017 году осуществил Эстонский камерный хор). «Канон» был представлен не привычно — не как концертное сочинение, но как перформанс, с участием пластических актеров и видео-ряда (режиссером выступила обладатель «Золотой маски» Ольга Шайдуллина.)

Определенная нота эпатажа читалась и в выборе площадки для исполнения — не зала, скажем, консерватории или университета, но площадки модного ночного клуба города. Такой эксперимент вообще отличает деятельность команды Центра (в предыдущий раз он коснулся даже хрестоматийного Баха). Что-то, в частности поведение самого хора с его медленными перемещениями по сцене и партеру, вполне отвечало сосредоточенному характеру и течению музыки, что-то, на наш взгляд, было избыточно и как бы «перегружало» сочинение излишней и прямой театрализованностью (педалирование телесной греховности в выступлении пластического квартета, а также весьма далекие «от сюжета» сочинения виды природных и промышленных видов Нижнего Новгорода, проецируемые на экран в качестве фона).

Кроме Пярта, Ксенакиса и Мартынова, на фестивале звучала и старинная музыка — музыка средневековья (в программе «Hortus musicus»), а также Баха. Всё это позволило создать диалог музыки Пярта как с музыкой современных ему авторов, так и с более далёкой, которая, тем не менее, отчётливо показывает некоторые истоки стиля композитора. Дирижировать баховским опусом пригласили голландца Йорна Бойзена, чей российский дебют был связан с реконструкцией «Страстей по Марку» Баха на фестивале «Сибирские сезоны» в 2015 году (москвичи также могли услышать эту работу — дирижёр выступил недавно в зале «Зарядье» с хором «Intrada» и оркестром «Pratum integrum»).

Бойзен же — в свою очередь — пригласил на ключевые роли зарубежных певцов, работающих с ним в команде: Джулиана Редлина (Пилат), Ульриха Кордеса (Евангелист), Мэтью Бейкера (Христос). В ряду солистов стоит отметить и москвича Юрия Ростоцкого, экстренно заменившего одного из не приехавших артистов. В тот вечер в зале консерватории мы услышали настоящие барочные страсти, с подлинным вкусом исполненные гостями совместно с хором консерватории (оказавшимся невероятно отзывчивым на желание Бойзена сделать аутентичную трактовку Страстей) и камерным оркестром «Солисты Нижнего Новгорода».

Среди нижегородских событий минувшего 2018 года фестиваль «Другая музыка. Пярт» можно назвать наиболее ярким и креативным музыкальным актом, а в исторической перспективе и как продолжением тех фестивалей «Современная музыка», которые имели для культурного развития города определяющее значение (фестиваль Д. Шостаковича в 1964 г., фестиваль А. Шнитке в 1989 г.). У команды, осуществившей этот проект — Павла Милославского, Кристины Фиш, Александра Комарова — стоит поучиться: фестиваль в полной мере раскрыл потенциал местной исполнительской школы, приобщил горожан к творчеству одного из интереснейших творцов нашего времени, показал, что нижегородские культуртрегеры вполне способны создавать событие европейского масштаба и звучания.

Елена Прыткова
P. S. Фото Александра Дыдаря, Ольги Бестужевой.

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

Комментарии

  1. inga-majorova, 30 апреля:

    Такой блестящий аналитический материал имеет полное право быть опубликованным по следам события).

© 2009–2019 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору