Елена Пономарёва: О союзе исполнителей и не только :)

Добавлено 21 ноября 2014 елена

Муромская «Филармония», Варвара Непомнящая (фортепиано)

После колокольного набата финала Сонаты хотелось встать и сделать уже что-то хорошее — большое — настоящее. Аплодисменты вызывали Варвару на сцену, не отпускали, не умолкали. Понятно было, что на сегодня сказано все, но Варя подошла к роялю. Неспешно, тихо, тонко, нежно, почти неосязаемо плела паутину Метнеровской «Сказки». С этим мы уже не справились. Глаза защипало от невозможности происходящего, от красоты, нежности, хрупкости…

Программа муромского концерта Варвары Непомнящей сложнейшая. 12 вариаций на тему «Ah, vous dirai-je, Madame» KV 265/300 Моцарта, «Юмореска» ор.20 Шумана, Первая соната ор.28 Рахманинова. Тут и талант, и подлинный профессионализм, самоотдача, преданность нужны. Выдержка, физические силы, особый склад ума, работоспособность… Ох, много что нужно, чтобы сыграть такую программу.

Третья неделя ноября у Вари непростая. В Цюрихе Гендель и Шопен, 18-го — наша встреча, через день в Москве Третий концерт для фортепиано с оркестром Бетховена. В пятницу самолёт в Гамбург. При внешней хрупкости, которую отмечают все, кто знаком с пианисткой, у Вари железный характер и воля, без них все природные таланты бесполезны. В нашей семье любили Симоновские строки. «В письмах все не скажется и не все услышится, в письмах все нам кажется, что не так напишется». Вот и сейчас — какие-то мелкие и бесполезные слова бегут тебе навстречу, начинаешь вспоминать — нет вспоминают то, что забыли — начинаешь погружаться в атмосферу того вечера и тот же эффект. Плачешь и превращаешься в безмолвное существо. Вот, кажется, психологи могут что-то объяснить. Слушая музыку, сознание переполняется чувствами «правое полушарие мозга (эмоциональное) начинает преобладать над левым (логическим), засоряя все наши логические фильтры… затем следует капитуляция левого…». Кому от этого легче?

Следовать за мыслью великого человека дело увлекательное, кто же спорит с классиками. Следовали, пытались, наслаждались бесконечными — не гипербола — простая констатация — бесконечными красотами. Удивлялись, восхищались… Потрясение, может быть, так — потрясение — вот что со всеми нами было. Спасибо, настоящий друг и большой музыкант, Варвара Непомнящая, за всё, что с нами произошло!

Возвращались с концерта нагруженные. Пришлось звонить маме домой, просить, чтобы встретили на вокзале. Журналисты — две Татьяны — пришли с дарами собственных садов — клюквенного цвета яблоками, не сговариваясь — одного сорта!) Евгений Кротов подарил нежный пейзаж удивительного муромского художника Ивана Минеева, поклонники — цветы, которые соединились в один огромный букет.

После всего содеянного решили создать (анонимный?) союз исполнителей Первой Рахманиновской сонаты. Записывайтесь! И ещё. Тем, кто слышал эту музыку, выдавать Свидетельства, как знак особого отличия счастливчиков. Первая Соната не частый гость в концертных программах. Если составлять список по возрастным категориям, первой, скорее всего, будет трёхлетняя Варенька — внучка нашей Ирины Леонидовны Кротовой, дню рождения которой с общего согласия посвятили концерт. Ирине Леонидовне, первому директору Муромской Филармонии, моему другу, в этот день исполнилось бы 96 лет. Она была с нами в зале, мы это точно знаем. А внучечка слушала рахманиновскую сонату-симфонию, и всё ей было понятно. Сидела она рядом со сценой (пришли вовремя, но мест в зале уже не было). Сцена была для неё роялем, играла она почти также как наша гостья, вторила ей. Превращалась в мягкую постельку в лирических эпизодах второй части, там где про Маргариту и любовь, кружила в танце — всё было понятно трёхлетнему слушателю. Видел бы это Сергей Васильевич — все сомнения прочь — радовался бы!

Елена Пономарёва
Директор Муромской Филармонии
21.11 2014

vkfbt@g+ljpermalink

© 2009–2016 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору