Добавлено 23 февраля / 20 orgelvesper

воскресенье


Санкт-Петербург

23 февраля 2020


Евангелическо-Лютеранская церковь св. Екатерины

Большой пр. В. О., д. 1-а, метро Спортивная-2

Концерт для органа и струнных

Концерт для органа и струнных

«Российский ансамбль старинной музыки»
Художественный руководитель – Владимир Шуляковский
Григорий Варшавский – орган

Георг Фридрих Гендель (1685 — 1759)

Концерт для органа и струнных, си-бемоль мажор, соч. 4 № 2

Концерт для органа и струнных, соль минор, соч. 4 № 3

Иоганн Себастьян Бах (1685 — 1750)

Концерт для органа и струнных ре минор, по Кантате BWV 35

Антонио Вивальди (1678 — 1741)

Концерт для скрипки, органа и струнных, ре минор, RV 541

Концерт скрипки, для органа и струнных, фа мажор, RV 542

---------------

Программа настоящего концерта состоит исключительно из музыки эпохи барокко для струнного оркестра и органа (органа и скрипки), все эти сочинения принадлежат перу величайших мастеров XVIII века: Георга Фридриха Генделя, Иоганна Себастьяна Баха, Антонио Вивальди. С одной стороны, имена этих композиторов близко знакомы каждому из нас, эти имена самодостаточны и не нуждаются в дополнительном представлении. Однако от наших глаз зачастую скрыты примечательные детали, связанные с судьбой и творчеством этих людей.

Георг Фридрих Гендель (1685 — 1759) многим из нас в первую очередь известен как автор оратории «Мессия». «Аллилуйя», пожалуй, стала самой известной частью этой оратории в наши дни. Имя Генделя таким образом у многих ассоциируется с искренней радостью и торжеством. В то же время, судьба композитора вовсе не была светлой. Блестящий мастер своего дела, работавший в Германии и Италии, в 1720 году Гендель стал музыкальным директором оперного театра в Лондоне. В течение 20 лет, создавая одну итальянскую оперу за другой, Гендель был вынужден выдерживать трудную борьбу за свое искусство в английском обществе. Например, Принц Уэльский, стремясь противопоставить себя отцу (благоволившему к Генделю) ставил своей целью во что бы то ни стало разорить композитора. В 1733 году в противовес театру Генделя в Лондоне открыли другой оперный театр, в результате чего Гендель был совешенно разорен. В апреле 1737 года композитор перенес инсульт, его театр закрылся, и выйти из длительной депрессии мастер смог лишь к осени 1737 года. Именно с этих пор оратория заняла главное место в творчестве Генделя практически до конца его дней.

Георг Фридрих Гендель и Иоганн Себастьян Бах (1685 — 1750) стали крупнейшими фигурами XVIII века, в их творчестве обобщились все лучшие тенденции музыкального развития XVI—XVII вв.еков. В отечественном музыковедении даже существует представление об эпохе Баха — Генделя, искусстве Баха — Генделя. В фундаменте творчества обоих композиторов лежат первоначальные музыкальные впечатления и знания, полученные на родной, немецкой почве. Однако в дальнейшем художественный опыт, с одной стороны, Баха, с другой Генделя накапливался уже отнюдь не одинаково. Оба они с величайшей широтой постигли лучшие достижения музыкального искусства различных европейских стран, не минуя ни одного подлинно яркого творческого направления. Но при этом Бах неизменно действовал в типично немецкой художественной среде, а Гендель преимущественно соприкасался с итальянской оперной традицией в Англии.

В то же время итальянский стиль занимает далеко не последнее место и в творчестве Иоганна Себастьяна Баха. Во многих его сочинениях ясно слышится влияние Вивальди. Бах перекладывал концерты Вивальди для клавира и сам работал в жанре итальянского концерта, иногда обращаясь в этому жанру даже в органных сочинениях.

Антонио Вивальди (1678 — 1741), с юности приобретший известность как блистательный скрипач-виртуоз, до 1718 года вел необычайно активную жизнь в Венеции: как исполнитель, педагог, дирижер, директор консерватории. Вивальди — автор потрясающе огромного количества инструментальных сочинений и опер, постановками которых он во многом руководил сам. Немногие знают, что в 1703—1715 и 1723 — 1750 годах Вивальди служил священником в Венеции. Рассказывают, что во время богослужения, «Il prête rosso» (ит. Рыжий священник, прозвище Вивальди) мог оставить алтарь чтобы записать пришедшую в голову тему фуги, что, разумеется, нередко приводило к проблемам с церковным начальством.

Благодаря историческим и социальным условиям работы трех великих мастеров и их глубокому взаимному уважению, характерные черты их творчества плавно перетекают от одного композитора к другому. Таким образом пять инструментальных концертов, вошедших в программу этого вечера, так или иначе оказываются внутренне объединенными. В них витиевато сплетаются особенности блистательно-выразительного итальянского и сдержанного немецкого стилей, открывая перед слушателем настоящую сокровищницу инструментальной музыки эпохи барокко.

Автор текста: Надежда Зубова

---------------
Стоимость билета — 500 рублей
Стоимость льготного билета — 400 рублей
Билеты можно приобрести на входе или заранее онлайн на сайте orgelvesper.ticketscloud.org

Начало концерта в 16:00

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ lj

© 2009–2020 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору