Открытие XXVII Филармонического сезона. Муром 1 октября 2021. Михаил ЛИДСКИЙ. Цикл «Все фортепианные сонаты Бетховена». Встреча восьмая

Добавлено 06 октября 2021 елена

Муромская «Филармония», Михаил Лидский (фортепиано)

1 октября в Международный день Музыки открыли XXVII сезон. И это уже большой праздник. Но для меня главное не сам факт проведения концерта, а программа того памятного вечера. За два года многие наши слушатели привыкли, что в Муром приезжает Михаил Викторович Лидский и уже в который раз играет сонаты Людвига ван Бетховена. Нынешняя встреча восьмая, предпоследняя, а самая первая была ровно два года назад, в 2019-ом, в такой же праздничный день 1 октября. Тогда звучали первые четыре сонаты из цикла «Все фортепианные сонаты Бетховена». Всего их тридцать две. Зал был полон, настроение у всех приподнятое, счастливо-радостное. Ещё бы — начало такого замечательного пути. И про пандемию ещё никто не слышал. XXVII концертный сезон начали поздними сонатами. Слушали 28 и 29. Вот это совсем другой разговор и настрой. Все музыканты с особым трепетом говорят о знаменитой 29 — ой, «Большой сонате для молоточкового клавира». Это точное название сочинения, данное композитором. Чаще её называют коротко — «Хаммерклавир». В переводе это красивое слово и означает — молоточковый клавир. Новый, более совершенный тип инструмента, который появился в то время, и для которого Бетховен написал свою знаменитую сонату № 29 опус 106 Си-бемоль мажор. В четырёх частях. Её исполнение занимает 50 минут. Не только за грандиозные масштабы, но прежде — за глубины смыслов, сложность музыкального языка, идеи, прозрения — её сравнивают с Героической симфонией. Действительно, настоящая симфония для фортепиано. Именно об этом грандиозном творении писал А. Б. Гольденвейзер:

«Исполнение последних бетховенских сонат, а сонаты ор.106 в особенности, для лучших пианистов нашего времени представляет огромные, почти непреодолимые трудности».

Для справки. Александр Борисович Гольденвейзер (1875—1961) — русский и советский пианист, композитор, педагог, публицист, музыкальный критик, общественный деятель. Доктор искусствоведения, Народный артист СССР, Лауреат Сталинской премии первой степени.

Бетховен превосходно сознавал исключительные новаторские качества сонаты ор. 106. В письме к издателю он писал, что эта соната доставит пианистам «много хлопот», что играть ее будут через 50 лет.

Даже теперь, после почти двухвекового развития фортепианной культуры, исполнение сонаты ор. 106 представляет пианистический подвиг, так как требует от пианиста огромного напряжения творческой воли.

Многие пианисты, находя в ней для себя камень преткновения на каждом шагу (трудности технические в ней действительно колоссальны, как и все ее размеры), объявили ее просто «неисполнимою»…



После одного из концертов Михаила Лидского, в программу которого входила Двадцать девятая соната ор. 106 Бетховена, профессор Григорий Гордон *

написал:

«Могу засвидетельствовать: „почти непреодолимые трудности“ М. Лидский преодолел». И далее — «Его постижение бетховенского стиля — безошибочно».

Михаил Лидский — признанный интерпретатор бетховенской музыки.

В рецензии, опубликованной в газете «Культура» читаем:

«Исполнение Бетховена Михаилом Лидским является передачей великих тайн автора, что есть событие и чудо».

«Событие и чудо». Конечно, штамп — жизнь разделилась на ДО и ПОСЛЕ. Но ничего не могу с собой поделать. Постоянно возвращаюсь к тому вечеру, когда впервые в «живом» исполнении слушала эту музыку. Музыку, написанную совсем глухим композитором, которая удивляет, восхищает, окрыляет, вызывает слёзы и вселяет надежду…

«В интерпретации Михаила Лидского сонаты Бетховена, освобождённые от исполнительских стереотипов и штампов учебно-конкурсной эксплуатации, явились нам новыми, свежими, подлинными, подобно старым иконам, с которых снимают слои поздних записей, обнаруживая старинные шедевры», так написано в журнале «Музыкант — классик».

Настоящий исполнительский подвиг!

Вот такое событие. Вот такое открытие Филармонического сезона в Муроме.

Заключительная бетховенская встреча назначена на 26 ноября.

Муром Филармония XXVII сезон 2021−2022

1 октября 2021

Фотографии Владимира Гурина

· *www.classicalmusicnews.ru/article…ory/

· Здесь можно прочитать о Григории Гордоне

PS

Решили создать группу в WhatsApp.

Если хотите получать напоминания о филармонических концертах,

присоединяйтесь.

Телефон для связи 8 915 7564105.

Можно написать в личных сообщениях.

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2021 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору