В МССМШ им. Гнесиных откроется новое отделение «Музыкальное звукооператорское мастерство»

Добавлено 29 марта 2018 gnesin_press

МССМШ им. Гнесиных

МССМШ им. Гнесиных давно полнится приятными слухами о новом отделении, которое появится в школе в 2018—2019 учебном году. Все, кто закончили 9 общеобразовательных классов и музыкальную школу (а ученики Гнесинки тем более!) смогут выбрать для себя новую профессию, которая уже является одной из самых востребованных и актуальных в мире музыки.
Видеопрезентация отделения «Музыкальное звукооператорское мастерство»

Руководитель нового отделения Андрей Зубец ответил на самые актуальные вопросы:

— Раскройте секрет, каким отделением вы будете руководить?

— Новое отделение МССМШ им. Гнесиных и новая специальность называется «Музыкальное звукооператорское мастерство». Так официально называется государственный стандарт, но на его основе мы сделали уникальную образовательную программу, не имеющую аналогов в России. Особенность её в том, что эта специальность объединяет в себе сразу три: 1) звукорежиссура (студийная, концертная звукозапись), 2) аранжировка/оркестровка/саунд-дизайн (создание компьютерной музыки и работа с электронными инструментами, сэмплированием ит.д.), 3) исполнительское искусство, с уклоном в современную музыку (обучение на своем инструменте и его современных электронных разновидностях: синтезаторах, миди-контроллерах, электронных струнных и т. д.).

— Какой документ получат выпускники нового отделения по завершении обучения?

— Выпускники получат диплом «Специалист звукооператорского мастерства» государственного образца. В нашем случае данная специальность — это гораздо больше, чем просто звукорежиссура, потому что в наши дни исчезает граница между людьми, кто сочиняет, исполняет и кто записывает музыку. Всё постепенно объединяется вокруг одной профессии, которая пока не имеет чётко определенного названия — некоторые называют её «саунд-продюсер» — и именно этому мы будем учить.

— Каково конкурентное преимущество выпускников этого отделения?

— Сегодня любой музыкант, который хочет быть востребованным в сфере новой музыки, должен уметь работать с новыми технологиями. Если вы хотите написать музыку для кино или театра, первое, что вы делаете — предлагаете продюсеру электронный вариант звучания саундтрека, и только потом он дает или не дает добро на вашу оркестровую запись. Даже банальный набор нот на компьютере требует изучения соответствующих программ. Я уже не говорю о поиске нового звука, который очень часто бывает связан с синтезаторами, электронными инструментами, звукоусилением и т. д. Что касается исполнителей, за примерами далеко ходить не надо: буквально на днях в Органном зале Антоном Дресслером исполнялись импровизации на кларнете с элементами live electronics. Это тот случай, когда классический исполнитель с помощью технических средств получил совершенно новое, потрясающее звучание своего инструмента и, фактически, новую музыку.

— Как будет проходить обучение? Где, на каких инструментах?


— У нас будет две студии для аранжировки и звукозаписи. Одна, полностью изолированная, обустраивается под запись всех современных инструментов, вокала, гитар, барабанов и так далее. Там же будет выполняться сведение, мастеринг, как на всех профессиональных студиях. Вторая студия- для записи музыки, звучащей в Органном зале, уже находится рядом со сценой и оснащена всеми необходимыми инструментами и оборудованием. В этой студии будет записываться преимущественно академическая музыка и оркестры. Кроме того, в рамках групповых занятий в компьютерном классе мы планируем изучать различные программы и преподавать теоретические предметы, необходимые для звукозаписи, аранжировки, создания музыки.

— Какой будет форма отчетности: создавать рок-группы и записывать пластинки?..

— Мы совершенно точно не будем ограничены отдельным жанром или стилем музыки. Мы будем давать актуальные и востребованные навыки и компетенции и существует очень большой спектр возможностей, где их можно применить: новые музыкальные коллективы — как академические, так и неакадемические; работа в звукозаписывающей индустрии, сочинение музыки для кино и театра, медиа-проектов, компьютерных игр. То, что наши ребята будут учиться звукорежиссуре с пятнадцати лет — очень большое конкурентное преимущество для них. Потому что уже в восемнадцать они будут уметь то, что другие начнут осваивать только к концу обучения в вузе. Мне бы хотелось, чтобы у наших ребят даже не возникло потребности поступать дальше на факультеты звукорежиссуры, а они были бы уже полностью готовы к работе в сфере новой музыки и дальше развивались самостоятельно, потому что знаний и навыков для этого у них хватило бы после обучения в нашей школе. Сейчас образование устроено так, что люди учатся музыке очень долго — фактически, с пяти до двадцати пяти лет, и это далеко не всегда заканчивается продуктивным результатом. Сто лет назад многим великим музыкантам хватало всего пяти лет в стенах консерватории, с 13 до 18 лет, и всё, дальше — в свободный полёт! И количество интересной, востребованной новой музыки было явно больше, нежели сегодня. То есть учились меньше — создавали больше. Вот мне кажется, что нам к этому надо стремиться. В консерватории когда-то выдавали диплом с формулировкой «свободный художник» — может быть, это не такая уж плохая идея?

— Но разве с такой надписью в корочке не труднее найти работу?

— Если вы хотите работать в оркестре, вам нужен диплом специалиста по конкретному инструменту, а если вы хотите работать там, где вам постоянно говорят: «придумайте что-то новое!», то не важно, какой у вас диплом, а важно, на что вы способны. Вот у меня, например, ни разу в жизни не спрашивали диплом, зато просили показать мою музыку, аранжировки, мои записи. Никому не важно, на чем я учился — 90% людей, с которыми я работаю, даже не в курсе, что я учился на валторне — важно, что я делаю. И это абсолютно естественно. Количество работы в этой сфере очень большое, особенно в России. У нас нет такой конкуренции, как на западе, и заказов на новую музыку, аранжировки, записи, их намного больше, чем серьёзных специалистов в этой области. Так что проблем с трудоустройством у наших учеников не возникнет.

— Какими будут вступительные экзамены?


— Конкурс будет серьезным, потому что мы чувствуем большую ответственность за новую специальность. И будем брать тех, в ком мы уверены, что у них есть будущее в этой сфере. Вступительные испытания будут включать проверку музыкальных данных: слух, музыкальная память, чувство ритма, навыки исполнения на музыкальном инструменте (хотя это не так важно, как на исполнительных специальностях), а также собеседование, на котором будет выявляться общая эрудированность и заинтересованность профессией. Мы бы хотели реализовать то отношение к абитуриенту, которое существует в некоторых западных колледжах, в частности, Berklee College of Music. У выпускников этого колледжа — более 100 премий Grammy, и там существует принцип «Show what you got» (покажи, на что способен). Т. е. важны не формальные критерии пригодности к поступлению, а то, чем абитуриент сможет удивить, как он сможет выразить свою индивидуальность. Мы не будем требовать от абитуриентов знаний музыкальных технологий, потому что это то, чему мы будем обучать. Поступать могут ученики, закончившие 9 общеобразовательных классов и ДМШ, и, конечно, учащиеся МССМШ им. Гнесиных. Испытания начнутся после 20 июня 2018 года. 1 апреля в рамках общего Дня открытых дверей можно будет узнать подробности. А 9 марта состоится большая презентация нового отделения, на котором будут присутствовать все наши педагоги.

— Кстати, а кто педагоги?

— В исполнительском модуле учащиеся смогут выбирать своего педагога по специальности или, в случае с учениками нашей школы, остаться у прежнего. Звукорежиссуру будет преподавать в основном Сергей Алексеев, продюсер VI-sound, одной из самых крупных студий в России, а также приглашенный педагог по синтезаторам и саунд-дизайну. Я буду вести аранжировку и оркестровку, а для проведения мастер-классов мы будем регулярно приглашать ведущих отечественных и зарубежных мастеров в этой области.

Cергей Алексеев,

продюсер VI-sound

— Насколько тесным будет взаимодействие студентов этого отделения и других отделений?

— Я бы сказал, что наличие под рукой у наших учеников разноплановых музыкантов — главное наше преимущество. Мы ведь не создаем отдельный колледж, где будут изучаться технологии, мы будем существовать в высококлассной музыкальной среде, в Гнесинке, и не просто будем взаимодействовать с другими отделениями. Работа со своими коллегами, ребятами-исполнителями- это будет ежедневная практика для наших студентов. Студенты не просто будут записывать концерты (это обычная практика), но начнут искать исполнителей под свои оригинальные музыкальные проекты. И все будут учиться этому взаимодействию, которое очень пригодится в жизни каждому музыканту. Мы надеемся, что многие из учащихся нового отделения будут сочинять свою музыку, по крайней мере, делать аранжировки, и, конечно, эту музыку будут исполнять те, кто учится на исполнительских отделениях. Также есть очень много технических вопросов, которые исполнители сами не могут решить, потому что у них нет на это ни времени, ни нужных знаний (например, разбираться в звукоусилении, каких-то дополнительных приборах), а наши ребята смогут легко им в этом помочь.

— Похоже, это будет весьма креативное отделение?

— Мы сделаем все для того, чтобы у наших выпускников было широкое видение современной музыки и знание новейших технологий ее создания. Мы хотим, чтобы им были доступны все возможности и множество путей, не только для того, чтобы в будущем найти работу, но для того, чтобы уже сейчас найти самого себя. То место в огромном музыкальном мире, где они будут наиболее эффективны и ярче раскроют свои таланты. Сейчас в мире всё идет к тому, чтобы каждый мог быть сам-себе-продюсером, не привязанным к одному месту. С развитием интернета продвижение артиста уже не зависит от каких-то организаций или продюсеров — это дело самого артиста и его таланта. Поэтому в учебном плане отделения обязательно будут присутствовать курс менеджмента и курс, посвященный навыкам пользования цифровыми медиа. Одна из наших задач — научить ребят создавать готовый продукт, который был бы интересен, и который они могли бы вести от начала и до конца, до его встречи с публикой. Но главной целью, конечно, будет творчество и новая музыка.

Диалог вела Майя Динова

________

Андрей Зубец-выпускник МССМШ им. Гнесиных и РАМ им. Гнесиных. Композитор, аранжировщик. Из последних работ — мюзиклы «Черномор» (постановка в С К Олимпийский в 2017 году) и «Изумрудный город» (Vegas City Hall, 2017 год). В качестве аранжировщика работал с Зурабом Соткилавой, Тамарой Гвердцители, создавал аранжировки для проектов Первого канала и канала «Культура» и др.

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2020 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору