Дирижировать — это так просто…

Добавлено 30 июня 2014 Musician

Роман Моисеев (дирижер)

CONDUCTING — IS SO SIMPLE…

Giancarlo Vitali. Direttore II
Профессор Санкт-Петербургской консерватории И. А. Мусин рассказал как-то анекдот:
«Один молодой человек пришел к маститому маэстро и попросил его научить дирижировать. Тот показал ему несколько видов „рисунков“ и говорит: вот так надо дирижировать, если музыка идет на „два“, так „на три“, на „четыре“, а вот так — на „шесть“. Большим движением вы показываете „форте“, а маленьким — „пиано“. Вот и все! Тот удивился: как, маэстро, — это все? Да, все! Только не говорите никому, что это так просто».

Более откровенно на эту тему высказался мой педагог по хоровому дирижированию в училище (колледже) при Московской консерватории Зоя Васильевна Муравьева, когда однажды сказала, что махать руками можно научить обезьяну за 15 минут, дав ей за это банан…

Giancarlo Vitali. Direttore I
К счастью, профессия дирижирования, а именно о ней идет речь, лежит в другой плоскости и не является формой для самовыражения, т. к. помимо личностных, музыкантских и человеческих качеств, подразумевает возможность непосредственного мануального управления и невербального воздействия на окружающих. Этому надо учиться многие годы так же, как игре на музыкальном инструменте. Ведь дирижер — это тоже профессия и преимущественно второй половины жизни! К тому же, чтобы стать дирижёром — нужно прежде всего быть музыкантом!

Важно учитывать, что оркестр не стоит рассматривать, как «инструмент», на котором вы «играете». Это связано с тем, что он состоит из людей, музыкантов и непосредственных исполнителей, которых вы всего лишь направляете, встав на подиум первым среди равных.

Как писал в одной из своих книг по дирижированию И. А. Мусин:
«…каждый музыкант может увидеть и понять в жесте лишь то, что позволяет ему его музыкальная культура и исполнительский опыт.»
Дирижер в этом случае должен уметь объяснять себе и другим, почему и как надо делать. Его дирижерская установка выражена в четкой системе ауфтактов, при помощи которых он общается с оркестром, демонстрируя свои намерения при возможно минимальном количестве слов. Истинный дирижер — всегда индивидуальность и носитель информации. Он должен обладать большим жизненным багажом, а его дирижерский «язык», как результат внутреннего моделирования, всегда неповторим, точен и экономичен.

Giancarlo Vitali. Ouverture
Не редко приходится наблюдать дирижеров, «подкупающих» слушателей своими красивыми темпераментными позами или откровенным подражательством более именитым мастерам, что к сожалению формирует соответственные вкусы аудитории. На концерты начинают приходить посмотреть на такого «деятеля», а не только слушать и слышать качество звучания, выходящее из-под его рук и размышлять о высотах интерпретаций. В опере, надежным «прикрытием» такого «маэстро» всегда являются «звездные» солисты, а благодарная публика, привыкшая доверять тому, что ей предлагается, с удовольствием награждает его по обычаю громкими аплодисментами.

В последнее время появилось достаточное количество так называемых «дирижирующих музыкантов», пришедших в профессию уже достигнув определенных высот в исполнительстве на своих инструментах, и поэтому по определению уже пользующиеся некой популярностью и кредитом доверия.

Но если продолжать рассматривать дирижирование, как серьезный вид исполнительского искусства, то отношение к нему должно быть так же серьезно пересмотрено. Особенно это важно сейчас, в век всеобщей аудио-визуализации, когда одним стало казаться, что дирижировать «это так просто», а мастерству других уже «не стало предела». Мы обязательно должны делать все возможное, чтобы сохранить отечественную школу дирижирования, традиции, созданные великими русскими дирижерами и позаботиться о их развитии.

...это так просто!

Луи де Фюнес дирижирует Г. Берлиоза в фильме «Большая прогулка».

Общеизвестно высказывание, что «дирижерство — темное дело». Сегодня оно по-прежнему продолжает искушать молодое поколение музыкантов, становясь все более популярным видом деятельности. Но далеко не каждый сможет пролить на него свой свет.

Роман Моисеев
Источник

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

Комментарии

  1. Блестяще., 30 июня 2014:

    Подписываюсь под каждым словом.

© 2009–2020 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору