Как мысли влияют на формирование карьеры и здоровье музыканта

Добавлено 15 августа 2021 Mashafortepiano

Мария Вильчур-Старобинец (фортепиано)

Человек, при каком-либо заболевании часто лечит внешние болевые ощущения: если «квадратная» голова, то ношпа, если появилась сыпь, то мазь, а если заболел желудок, то овсяная каша три раза в день. А ведь не каждый задумывается, что болезнь может быть напрямую не связана с тем, где у нас болит.

«Все болезни от нервов, все нервы от мыслей…» — истинная причина многих заболеваний.
В 15-летнем возрасте из-за большой технической нагрузки в виде этюдов и гамм у меня появилась боль в руках, которая не проходила длительное время.
Первые полгода я лечила руки, уверяя себя, что дело только в них: массаж, морская соль, физиотерапия, многочисленные мази.

Но как выяснилось позже, проблема была в голове: выработался рефлекс «играть — это больно», и любое взаимоотношение с инструментом доставляло рукам дискомфорт, хотя на самом деле все мышцы за полгода были восстановлены. Если бы это осознание не пришло, моя «болезнь» рук могла бы продолжаться очень долго.

Почему артист боится выходить на сцену? И если выходит, то всегда что-то идёт не по плану. Или почему музыкант не может играть быстро? Хотя обладает вполне крепким техническим аппаратом. Большинство наших проблем, неудач, разочарований происходит от нашей головы и ее мыслей, которые нельзя оставлять «без присмотра».

Думаю, каждый человек среди своего окружения встречал людей-«везунчиков», у которых всё протекает, как по маслу: занял первое место на конкурсе, закрыл сессию на «отлично», успешно отыграл концерт, хотя далеко не факт, что он прикладывает ко всему перечисленному много усилий. Или всеми известные «троечники», которые во все времена достигают невероятных высот. А есть другой тип людей, которые наоборот работают в поте лица, а результата — ноль. Помимо труда и таланта очень важно фильтровать свои мысли, и уметь настраивать себя на то или иное дело позитивно. Чтобы было более наглядно приведу пример изнанки закулисной жизни:10 минут до выхода на сцену. Один музыкант говорит: «Ох, сейчас задам жару», и второй: «Вот увидите, сейчас выйду и точно промажу пассаж», хотя волнение одинаково настигает обоих. Как думаете, сыграет он тот пассаж? — Согласитесь, что ответ очевиден.

Во время обучения в училище подобные примеры я встречала к сожалению очень часто, и музыканты искренне не могут понять, что с ними не так. Помимо неудач, человек собственноручно занижает себе самооценку, так как мозг запоминает модель поведения в той или иной ситуации, и грубо говоря рискует загубить свою карьеру:
«Да все равно не поступлю, чего пробоваться в эту консерваторию?», «Нет, ну, концерт с оркестром я точно не потяну, я даже гаммы на „5“ сдать не могу», «Концерт за границей? Если я облажаюсь, я точно это не переживу! «- итд, итп. Можно представить, сколько людей глубоко закапывают свои таланты в землю, и связывают свою жизнь с другим делом, где они якобы точно достигнут высокого результата, что далеко не факт.
Как показывает жизнь- профессионализма бывает мало, для того, чтобы достичь своей цели, иначе никак не объяснить тот факт, что один добивается своего, а другой — нет.

Но как быть тем, кто не осознает причины своего постоянного краха?- Так и оставаться неудачниками?
Думаю, в каждом профессиональном учебном заведении должен быть специализированный музыкальный врач-психолог. Он сможет помочь справиться и с мыслями, и с профессиональными заболеваниями студента-музыканта, так как подобных ситуаций очень много.
И часто на какие-то неудачи мы получаем ответ от своих наставников на подобии: «Нужно больше заниматься, значит не доучил это место, если на концерте сбился» — и это ложное заблуждение. Можно хоть 24/7 сидеть за инструментом и всё равно ошибаться в этом месте.
А когда у музыканта происходит ступор на сцене, и напрочь отключается голова, ему говорят следующее: «Ну, ты так сильно не волнуйся, представь, что ты не на сцене, а у себя дома играешь» или ещё хуже: «Тебе наверно педагогикой заняться лучше, сцена это не твоё, раз ты так волнуешься» — хотя всё возможно поправить, если будет рядом знающий человек, который поможет разобраться в чем проблема.
И как показывает практика обычный врач или педагог не всегда могут справиться с подобными ситуациями. Со времен советского союза слово «психолог» вызывает у многих людей страх и отчуждение, и к сожалению есть масса примеров, где люди всю жизнь ковыряют болячку и заклеивают пластырем, затрудняясь ответить на вопрос, почему она не заживает.

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2023 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.info
Отправить сообщение модератору