Предстоящие мероприятия


Москва
с 7 сентября 2020 по 21 мая 2021


Москва
с 9 сентября 2020 по 12 мая 2021


Москва
с 16 сентября 2020 по 24 апреля 2021



Москва
с 27 сентября 2020 по 30 апреля 2021



Москва
с 2 октября 2020 по 15 мая 2021




Москва
с 11 октября 2020 по 29 июня 2021


Москва
с 21 октября 2020 по 25 апреля 2021

Москва
с 24 октября 2020 по 25 апреля 2021

Москва
с 25 октября 2020 по 13 мая 2021

Москва
с 25 октября 2020 по 23 мая 2021

Москва
с 26 октября 2020 по 25 апреля 2021


Москва
с 4 ноября 2020 по 26 мая 2021

Москва
с 6 ноября 2020 по 23 апреля 2021


Москва
с 8 ноября 2020 по 18 апреля 2021


Москва
с 14 ноября 2020 по 17 апреля 2021

Москва
с 27 ноября 2020 по 28 апреля 2021


Москва
с 29 ноября 2020 по 14 мая 2021

Москва
с 30 ноября 2020 по 24 июня 2021


Москва
с 25 декабря 2020 по 29 мая 2021











Москва
17 апреля 2021

Москва
17 апреля 2021




Москва
18 апреля 2021

Москва
18 апреля 2021





Москва
18 апреля 2021

Москва
19 апреля 2021


Москва
19 апреля 2021




Москва
21 апреля 2021

Москва
21 апреля 2021

Москва
22 апреля 2021

Москва
22 апреля 2021

Москва
23 апреля 2021



Москва
23 апреля 2021

Москва
24 апреля 2021


Москва
24 апреля 2021


Москва
25 апреля 2021








Москва
28 апреля 2021

Москва
29 апреля 2021


Москва
30 апреля 2021



























Москва
16 мая 2021
































Москва
с 13 ноября 2021 по 23 апреля 2022




Читайте на эту же тему







Причудливые миры гармонии

Добавлено 25 января 2015 Елена Прыткова

Муниципальный камерный хор «Нижний Новгород», Елена Прыткова, Нижегородская консерватория, Московская консерватория, Всероссийский фестиваль современного хорового искусства «Гармония и мир»

Авторы: Елена Прыткова, Максим Прытков

Лев Панкратов и его капелла «Благовест», открытие фестиваля «Гармония и мир» в Рахманиновском зале МГК. Фото — Игорь Кравец.
12 декабря 2014 года в Москве состоялось открытие фестиваля современного хорового искусства «Гармония и мир». Его программа обширна и сосредоточена не только в столице: концерты, расписанные до февраля, звучат также в Нижнем Новгороде и Костроме, а в Петербурге вниманию публики предложена театральная постановка, то есть в этот раз фестиваль несколько расширил свои «полномочия». Но, по-прежнему, центром события становится показ современного состояния хоровой «отрасли» — столичные и провинциальные коллективы знакомят слушателей с новыми сочинениями, от миниатюр до целых опер (на нынешнем форуме их две и обе нижегородские — «Коко Шанель» Э.Фертельмейстера и «Голый король» А. Шестериковой).

Поддерживаемый федеральным министерством культуры, фестиваль невозможно представить без личности нижегородца Льва Панкратова — человека, бесконечно преданного хоровому искусству, готового служить ему всеми силами, на которые способен: преподавая на дирижерско-хоровом факультете Нижегородской консерватории, давая концерты с созданной им мужской капеллой «Благовест» из Суздаля, сочиняя. Возможно, что когда твой наставник в консерватории, как это было у Панкратова, легендарный Л. Сивухин, по-другому просто нельзя. Бывая на репетициях, приходилось слышать от Льва Германовича слова неудовлетворенности положением хоровой музыки в наши дни, охлаждением интереса к ней публики — «Мы должны делать что-то, чтобы вернуть слушателей, понимаете?». Этот фестиваль — одно из таких дел.

Открытие было очень насыщенным — три коллектива, среди которых хор «Нижний Новгород», мужская капелла «Благовест», хор Московской консерватории, много первых исполнений.

Следует признать, что смысловым и эмоциональным центром первого отделения стали две вещи — сочинения ушедшего осенью 2014 года самобытного саранского композитора Сергея Терханова на стихи Дмитрия Самойлова «В районном ресторане», его три хора на стихи Булата Окуджавы и проект Льва Панкратова INOE, обозначенный автором, как «заклинания».

Но все по порядку. Стиль Терханова, это безусловно, без всяких скидок на провинциальность — экзистенциализм. Музыкальное наполнение трагических, но в то же время, совершенно не пафосных, интимных текстов, созданное автором и очень качественно переданное хором «Нижний Новгород», отсылает слушателей к традициям Камю и Бубера. «Экзистенциальный вакуум», окружающий человека, готового смотреть в лицо умирающей реальности — такова планка текстов, перед которой композитор не спасовал. Трагический лиризм — это достаточно сложная конструкция. Не впасть в патетику — хору в своем исполнении предстояло пройти между этой крайностью и противоположной — отстраненнным, буквальным, иллюстративным исполнением. Кажется, задача оказался вполне реальной для коллектива.

И мелодически, и эмоционально безупречная работа позволила слушателям увидеть, услышать и почувствовать не просто гармоническую последовательность звуков, наложенную на текст, но оказаться в центре того самого экзистенциального переживания «себя», каковая, безусловно, полно — в то же время, изысканно-индивидуально раскрыла для каждого из сидящих в зале страдания авторов текста и музыки.

Сочинение Панкратова, очевидно, ставило перед автором, исполнителями и слушателями иную задачу. Обращение к архаическим пластам культуры, безусловно, одно из «вечно актуальных» для искусства направлений. «Заклинания» — классический пример такого, впрочем, мелодически весьма современного, прочтения. Текстуально перед слушателями, действительно, проходит последовательность неких «заклинательных» формул, от «молитвы Соломона», исполняемой в сопровождении драматического чтеца, до некоторых несколько невнятных с точки зрения содержания, но достаточно сильных по исполнению оккультно-языческих песнопений.

В определенной степени, это забавно. В определенной же степени перед нами попытка стилизации под знаменитые камлания «эстетов Серебрянного века». По крайней мере, именно такие ассоциации рождались во время прослушивания. Полагаю, что стилизация в целом удалась.

Технически произведенение весьма не простое, в определенной степени изощренное и хору, как представляется, пришлось приложить немало усилий на репетициях, чтобы добиться того качества, которое было продемонстрировано в концерте. «Нижний Новгород», в принципе, в очередной раз доказал публике свой высокий профессиональный уровень, полагаю, что доставил он тем самым удовольствие и автору сочинения, который выступил в качестве дирижера.

Музыкальные «приветы Стравинскому», которые передал в своей работе Лев Панкратов, резюмируя, звучали оригинально, не выглядели, что важно, повтором.

Надо отметить, что презентация INOE пришлась вовремя не только с музыкальной, но и с социокультурной точки зрения — некий парафраз камланий, метаний и исканий, аналогичный оным для интеллигенции начала XX-го века мы, жители России века XXI-го, наблюдаем и ныне. Таким образом, и композитор, и хор, можно сказать, успешно поддержали восходящий тренд.

Станислав Калинин, хор Московской консерватории, солист Михаил Нор. «Спиричуэл». Фото — Игорь Кравец.
Второе отделение было отдано москвичам. Хором консерватории дирижировали студенты выпускного курса. Конечно, их имена нам пока вовсе не известны, но кто знает, возможно спустя сколько-то лет именно они будут гордостью хорового искусства? А пока скажем, что ребята чувствуют себя вполне уверенно в том репертуаре, который предложили вниманию слушателей. А этот репертуар не из простых: это и Свиридов, и Щедрин, и Фалик, и обработки украинских песен в современном ключе. Отметим безупречное исполнение технически сложной «Если жизнь тебя обманет» Свиридова, прекрасные голоса солистов (как тех, что выходили на авансцену, так и тех, что оставались в хоре). Единственно, показалось, что сопрано как группа уступала по яркости другим, а тенора подчас лихо выделялись из общего контекста. Но в целом хор произвел самое приятное впечатление, подытожив первый день фестиваля яркой кульминацией, родившейся спонтанно: под управлением руководителя хора Станислава Калинина прозвучал спиричуэл на качественном английском «Ain’t got time to die» (с блестящим солистом Михаилом Нором!).

Впереди у фестиваля еще несколько концертов в залах Москвы с финальным аккордом в Большом зале консерватории — здесь 18 февраля прозвучат два крупных опуса, один из которых «Реквием» Л. Панкратова на стихи Анны Ахматовой.

Елена Прыткова, Максим Прытков

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

Комментарии

  1. Ксения Л, Нижний Новгород, 25 января 2015:

    Лев Панкратов - очень талантливый человек.

© 2009–2021 АНО «Информационный музыкальный центр». muzkarta@gmail.com
Отправить сообщение модератору